КОПИЯ
№12-159/2023
86MS0007-01-2022-003190-12
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нижневартовск 22 февраля 2023 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н.,
с участием должностного лица административного органа Бойковой Н.В., защитника Шилана С.И. - Григорьева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, старшего инспектора в Службе Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бойковой Н.В. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты–Мансийского автономного округа - Югры от <дата> производство по делу об административном правонарушении в отношении Шилана С. И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Государственный инспектор ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, старший инспектор в Службе Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бойкова Н.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование требований жалобы указала, что к охоте также приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 209-ФЗ, п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 июля 2020 г. № 477 «Об утверждении Правил охоты». Обязательным признаком производства охоты является нахождение на территории охотничьих угодий с оружием, орудиями охоты либо добытой продукции охоты. Оружие может быть в любом его виде - как зачехленном, так и не зачехленном, как в заряженном, так и в разряженном состоянии. Кроме того, поскольку нарушение Шиланом С.И. правил охоты выявлено государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Нижневартовского управления Природнадзора Югры в рамках осуществления полномочий по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору), то к рассматриваемой ситуации, положения Приказа от <дата> № не подлежат применению.
В судебном заседании должностное лицо административного органа Бойкова Н.В. доводы жалобы поддержала в полном объёме, пояснила, что оружие находилось на плече у Шилана С.И.
Защитник Шилана С.И. - Григорьев Д.А. в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи без изменения, поскольку мировым судьей дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам.
Шилан С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Судья, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав должностное лицо административного органа, защитника, изучив представленный в суд административный материал в целом, приходит к выводу, что постановление мирового судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданные в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
Согласно пункту 5.2.3 Приказа Минприроды России от 24 июля 2020 года N 477 "Об утверждении Правил охоты" (далее - Правила охоты), при осуществлении охоты физические лица обязаны иметь при себе: в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в соответствии с порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным на основании части 5 статьи 3 Федерального закона об охоте.
Согласно пункту 5.3 Правил охоты по требованию должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, а также государственных учреждений, находящихся в их ведении, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать им для проверки документы, указанные в пункте 5.2 настоящих Правил, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.
В соответствии с частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием, влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Основанием для составления в отношении Шилана С.И. протокола об административном правонарушении № от <дата> послужили изложенные в нем выводы должностного лица о том, что <дата> в 13:30 часов он, находясь в общедоступных охотничьих угодьях с оружием «<данные изъяты>», в географических координатах <данные изъяты>°, не предъявил по требованию должностного лица, осуществляющего государственный охотничий надзор, разрешение на добычу охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий, охотничий билет и разрешение на ношение и хранение оружия, чем нарушил п. 4, 5.2, 5.3 Правил охоты.
По результатам рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку не доказан факт нахождения Шилана С.И. в общедоступных охотничьих угодьях с оружием в разряженном состоянии, а также отсутствуют данные, свидетельствующие о выполнении Шиланом С.И. действий, указанных в п.5 ст.1 Федерального закона об охоте.
Кроме того, мировой судьи пришел к выводам о том, что тот факт, что Шилан С.И. находился на территории охотничьих угодий, не предъявил по требованию государственного инспектора разрешение на добычу охотничьих ресурсов, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не доказано его нахождение в охотничьих угодьях с оружием в собранном и заряженном состоянии, а также отсутствуют данные, свидетельствующие о выполнении Шиланом С.И. действий, указанных в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не образуют признаков, позволяющих признать Шилана С.И. лицом, осуществляющим охоту.
Однако с судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В силу части 2 статьи 57 Федерального закона об охоте к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Из материалов дела следует, что Шилан С.И. находился в охотничьих угодьях с расчехленным охотничьим огнестрельным оружием марки <данные изъяты> и боеприпасами к нему в количестве 2 штук в закрытые сроки на все виды охоты.
При таких обстоятельствах указанные выводы мирового судьи нельзя признать соответствующими приведенным положениям Федерального закона об охоте.
Ошибочна позиция мирового судьи в части применения к действиям государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Нижневартовского управления Природнадзора Югры положений Приказа Минприроды России от 09.01.2014 № 6 «Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля», поскольку указанный Приказ не распространяется на действия государственного инспектора.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях, а выводы мирового судьи в рассматриваемом случае являются преждевременными.
Допущенные мировым судьей нарушения процессуальных требований носят существенный характер и повлияли на сделанные им выводы, в связи с чем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Шилана С.И. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел не истёк, дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Руководствуясь статьями 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, старшего инспектора в Службе Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бойковой Н.В. удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>, предусмотренное ч. 1.3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шилана С. И. отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова
Подлинный документ находится
в административном деле №
Судья __________ подпись
Секретарь _________ подпись