№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2024 года г. Канск Красноярского края
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ФИО9
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «ФИО10 основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации <адрес>» о возложении обязанностей по приведению территории школы соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологическими нормами,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ФИО12 основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «ФИО11 ООШ»), Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации <адрес>» (далее – МКУ «Управление образования администрации <адрес>») обязанность по приведению территории МБОУ «ФИО13 ООШ» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологическими нормами.
Требования мотивированы тем, что проведенной Канской межрайонной прокуратурой проверкой деятельности МБОУ «ФИО14 ООШ» установлены нарушения требований на получение безопасного образования, санитарные правила образовательным учреждением исполняются не в полном объеме. В частности установлено нарушение требований СанПиН 2.4.3648-20 к обустройству дорожек от здания мастерских к зданию школы. ДД.ММ.ГГГГ Канской межрайонной прокуратурой в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, представление рассмотрено, нарушение признано в полном объеме. Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленного нарушения составлен локально-сметный расчет, выделение денежных средств на его реализацию возможно в 2023 <адрес> с тем, до настоящего времени указанное нарушение не устранено. При таких обстоятельствах прокурор, просит возложить на МБОУ «ФИО15 ООШ» обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обустроить дорожки от здания мастерских к зданию школы твердым покрытием; возложить на МКУ «Управление образования администрации <адрес>» обязанность провести финансирование работ по обустройству дорожек от здания мастерских к зданию школы твердым покрытием.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МБОУ «ФИО16 ООШ» ФИО5, в судебном заседании пояснила, что по заявленным исковым требованиям возражений не имеется. Сообщила, что ранее школе выделялись денежные средства на обустройство дорожек, но в связи с резким повышением цен на расходные материалы и необходимостью освоения денежных средств, на выделенное ассигнование в школе были установлены пластиковые окна. Ей не известно, заложено ли в 2024 г. финансирование для устранение выявленного нарушения. МКУ «Управление образования администрации <адрес>» направлен запрос о предоставлении финансирования в МКУ «Финансовое управление администрации <адрес>». Какое решение принято по результатам рассмотрения обращения ей не известно. Просила увеличить срок для устранения нарушений до 1 года 6 месяцев, полагая его достаточным.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования администрации <адрес>» ФИО6, требования признала частично, пояснив, что нарушение действительно имеет место. Выразила не согласие с привлечением МКУ «Управление образования администрации <адрес>» в качестве соответчика, пояснив, что Управление не имеет собственных финансовых средств. Управлением направлен запрос о предоставлении финансирования в МКУ «Финансовое управление администрации <адрес>». Какое решение принято по запросу ей не известно. Поскольку финансирование образовательных учреждений осуществляется МКУ «Финансовое управление администрации <адрес>», просила привлечь его в качестве третьего лица. Ходатайство МБОУ «ФИО17 ООШ» об увеличении срока для устранения нарушений до 1 года 6 месяцев поддержала.
Представителя третьего лица – администрации <адрес> ФИО7, требования признал обоснованными, пояснил, что в 2024 год средства должны поступить, однако, расходы должны быть согласованы с Министерством образования <адрес> и 6 месячного срока не достаточно для урегулирования всех вопросов, в связи с чем, просил увеличить срок для устранения нарушений.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частями 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся, в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 7 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.На основании ст. 18 вышеуказанного закона каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается в том числе, созданием безопасных условий отдыха, воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены санитарные правила к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей.
Согласно п. 2.2.4 указанного постановления покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории организаций воспитания и обучения детей не должно иметь дефектов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования в безопасных условиях.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление образования администрации <адрес>», утверждённого решением <адрес> совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, МКУ «Управление образования администрации <адрес>» осуществляет планирование, координацию, регулирование и контроль деятельности в пределах своих полномочий расположенных на территории района муниципальных образовательных организаций, в отношении которых Управление образования выступает главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет функции и полномочия Учредителя, определенные настоящим Положением, координирующего органа по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), определению объема и условий предоставления из районного бюджета субсидий на возмещение затрат на осуществление уставной деятельности, не связанной с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, МБОУ «ФИО18 ООШ» является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования. Образовательный процесс осуществляется в здании, расположенном на территории по адресу: <адрес>.
Канской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ «Амонашенская ООШ», в ходе которой выявлены нарушения требований к обустройству дорожек от здания мастерских к зданию школ
ДД.ММ.ГГГГ Канской межрайонной прокуратурой в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, представление рассмотрено, нарушения признаны в полном объеме. Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленного нарушения составлен локально-сметный расчет, выделение денежных средств на его реализацию возможно в 2023 г., однако, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанное нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не устранено, что не оспаривается стороной ответчика.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущенном МБОУ «ФИО19 ООШ» нарушении законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
Невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека на общеобразовательные учреждения нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью, как самих учащихся и работников школы, так и лиц временно находящихся на территории школы. При этом отсутствие денежных средств для устранения выявленных нарушений само по себе не может препятствовать возложению обязанности по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования Канского межрайонного прокурора о возложении на МБОУ «Амонашенская ООШ» обязанности по устранению вышеуказанного нарушения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что исполнение требований истца об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком повлечет необходимость финансовых затрат, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца об обязании Муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации <адрес>» обеспечить финансирование МБОУ «ФИО20 ООШ» для устранения выявленных нарушений законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, следует увеличить до одного года, полагая, что такой срок является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «ФИО21 основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации <адрес>» о возложении обязанностей по приведению территории школы соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологическими нормами – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ФИО22 основная общеобразовательная школа» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на территории школы, расположенной по адресу: <адрес>, обустроить дорожки от здания мастерских к зданию школы твердым покрытием.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации <адрес>» провести финансирование работ по обустройству дорожек от здания мастерских к зданию школы твердым покрытием.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий ФИО23
Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2024