Дело № 2-1308/2023
УИД 37RS0007-01-2023-001455-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 28 июня 2023 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Шустиной Е.В.
при секретаре Кудряшовой И.С.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Иванова Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1308/2023 по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Департаменту здравоохранения Ивановской области, Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанность организовать бесплатное обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Рапамун» (Сиролимус) в дозировке, рекомендуемой компетентной медицинской организацией, до его отмены по медицинским показаниям; возложить на Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» обязанность осуществить отпуск лекарственного препарата «Рапамун» (Сиролимус); решение суда обратить к немедленному исполнению.
Исковые требования мотивированы тем, что Кинешемской городской прокуратурой на основании обращения Иванова Дениса Павловича, являющегося законным представителем несовершеннолетнего ФИО1, проведена проверка соблюдения прав последнего на обеспечение льготными лекарственными препаратами. Проверкой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет установленный диагноз <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена группа инвалидности, присвоена категория «ребенок-инвалид» (справка МСЭ №). Консилиумом врачей РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что наблюдающееся прогрессирование заболевания может создать угрозу жизни пациента, а возможности стандартной (предшествующей) терапии к настоящему моменту исчерпаны. Учитывая тяжелое состояние пациента, неэффективность предшествующей терапии, наличие данных по эффективности применения препарата Рапамун (Сиролимус) у детей с подобным диагнозом, отсутствие у пациента выявленных противопоказаний к приему данного препарата, а также тот факт, что предполагаемая польза от применения препарата у данного ребенка значительно превышает возможность развития побочного эффекта, о котором законные представители ребенка предупреждены, консилиум врачей постановил: «Разрешить к индивидуальному применению лекарственного средства по показаниям, упомянутым в инструкции по применению, Рапамун (Сиролимус) пациенту ФИО1 по жизненным показаниям». Как отмечено консилиумом, назначение препарата имеет экономическую целесообразность, обусловленную отсутствием обращений за госпитализацией в связи с заболеванием, снижением затратности реабилитации ребенка и возможностью его последующей социализации. Названный препарат разрешен ФИО1 длительно, не менее двух лет, ежедневно перорально в дозе 2 мг/сутки с возможным повышением дозы до достижения терапевтической концентрации препарата в сыворотке крови 6-15 нг/мл. Также, протоколами врачебной комиссии ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что по жизненным показаниям ФИО1 необходимо применение препарата Сиролимус (Рапамун). Таким образом, по жизненным показаниям несовершеннолетнему ФИО1 необходим лекарственный препарат «Рапамун» (Сиролимус).
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплено право детей-инвалидов в возрасте до 18 лет на получение социальной поддержки от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости по медицинским показаниям.
В целях обеспечения несовершеннолетнего ФИО1 лекарственным препаратом «Рапамун» (Сиролимус) протоколы врачебных комиссий ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ направлены в Департамент здравоохранения Ивановской области для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Вместе с тем, в нарушение норм законодательства о социальной защите инвалидов, законодательства в сфере здравоохранения Департаментом здравоохранения Ивановской области главному врачу ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» направлены отказы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которые мотивированы тем, что лекарственный препарат «Рапамун» (Сиролимус) не входит в льготный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р. По мнению Департамента здравоохранения Ивановской области, закупка лекарственных препаратов, не включенных в указанный выше Перечень, может повлечь за собой нецелевое использование финансовых средств.
С учетом того, что назначение врачебной комиссии РДКБ ФГАОУ ВС РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России препарата «Рапамун» (Сиролимус) ФИО1 является единственным эффективным методом лечения заболевания у данного пациента, необеспечение его этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, а также повлечь реальную угрозу его жизни.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме (л.д. 49-54).
Представитель ответчика Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не оспорил, указал, что ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» обязуется организовать отпуск лекарственного препарата «Рапамун» (Сиролимус) по мере его поступления из Департамента здравоохранения Ивановской области (л.д. 30-33).
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее Гражданского процессуального кодекса РФ), суд с согласия участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Скворцова А.В. поддержала исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что действительно показанный к применению препарат отсутствует в Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Вместе с тем, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа, поскольку это противоречит требования ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации». В материалах дела имеются как заключение консилиума, так и протоколы врачебных комиссий, из которых следует, что лекарственный препарат необходим ребенку по жизненным показаниям. Ссылка ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области на длительную процедуру закупки, установленную Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» несостоятельна, поскольку предусмотрена такая процедура, как прямая закупка, предусматривающая закупку товара без проведения аукциона, учитывая, что стоимость одной упаковки лекарственного препарата составляет в пределах 50000 рублей. Лекарственный препарат необходим ребенку по жизненным показаниям, состояние его здоровья без применения данного препарата может ухудшиться в любой момент, в связи с чем решение необходимо обратить к немедленному исполнению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 Иванов Д.А. исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что заболевание ребенка врожденное. Пока находились на лечении в институте им. Пирогова, ФИО1 давали препарат «Рапамун», потом дали одну упаковку препарата домой. После его применения здоровье ФИО1 улучшилось, прекратились боли. Когда Департамент здравоохранения Ивановской области повторно отказал в закупке лекарственного средства, он посредством переписки спросил у лечащего врача ФИО1, можно ли заменить данный препарат на другой, врач сказал, что ФИО1 необходим именно этот препарат, его аналогов нет.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет установленный диагноз «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена группа инвалидности, присвоена категория «ребенок-инвалид» (справка МСЭ №) (л.д.19-20).
Консилиумом врачей РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что наблюдающееся прогрессирование заболевания может создать угрозу жизни пациента, а возможности стандартной (предшествующей) терапии к настоящему моменту исчерпаны. Учитывая тяжелое состояние пациента, неэффективность предшествующей терапии, наличие данных по эффективности применения препарата Рапамун (Сиролимус) у детей с подобным диагнозом, отсутствие у пациента выявленных противопоказаний к приему данного препарата, а также тот факт, что предполагаемая польза от применения препарата у данного ребенка значительно превышает возможность развития побочного эффекта, о котором законные представители ребенка предупреждены, консилиум врачей постановил: «Разрешить к индивидуальному применению лекарственного средства по показаниям, упомянутым в инструкции по применению, Рапамун (Сиролимус) пациенту ФИО1 по жизненным показаниям». Как отмечено консилиумом, назначение препарата имеет экономическую целесообразность, обусловленную отсутствием обращений за госпитализацией в связи с заболеванием, снижением затратности реабилитации ребенка и возможностью его последующей социализации. Названный препарат разрешен ФИО1 длительно, не менее двух лет, ежедневно перорально в дозе 2 мг/сутки с возможным повышением дозы до достижения терапевтической концентрации препарата в сыворотке крови 6-15 нг/мл (л.д. 9).
Согласно Выписке по лекарственному обеспечению и фармокологическому контролю (ЛОФК) от ДД.ММ.ГГГГ №, ЛОФК из числа присутствующих в силу своих функций по п. 2.1 Положения комиссии по лекарственному обеспечению и фармакологическому контролю, утвержденному приказом РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации деятельности врачебной комиссии» приняла обоснованное решение № - разрешить к индивидуальному применению по жизненным показаниям пациенту ФИО1 препарат по показаниям, не упомянутым в инструкции по применению, Рапамун (Сиролимус) (л.д. 10).
Протоколами врачебной комиссии ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что по жизненным показаниям ФИО1 необходимо применение препарата Сиролимус (Рапамун) (л.д. 15,17).
Вышеуказанные протоколы врачебных комиссий ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ направлены в Департамент здравоохранения Ивановской области для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
По результатам рассмотрения протоколов врачебных комисий главному врачу ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» Департаментом здравоохранения Ивановской области направлены отказы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которые мотивированы тем, что лекарственный препарат «Рапамун» (Сиролимус) не входит в льготный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р; кроме того, закупка лекарственных препаратов, не включенных в указанный выше Перечень может повлечь за собой нецелевое использование финансовых средств (л.д. 16,18).
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30.01.2023 № 24-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Пунктом 5.4 названной программы предусмотрено, что расходы областного бюджета включают в себя обеспечение лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми населению в соответствии с группами населения и категориями заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с группами населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, установленными соответственно частями 1, 2 статьи 4 Закона Ивановской области от 12.11.2012 № 93-ОЗ «Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в Ивановской области» (далее - Закон Ивановской области № 93-ОЗ), в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях согласно инструкциям по применению лекарственных препаратов.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ивановской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Консилиумом врачей РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что терапия препаратом «Рапамун» (Сиролимус) показана малолетнему ФИО1 ввиду недостаточной эффективности проводимого ранее лечения, прогрессии заболевания, невозможности проведения радикальной хирургической коррекции, отсутствия других методов терапии, направленных на попытку излечения ребенка.
Таким образом, медицинским документом, содержащим назначение лекарственного препарата, выданным федеральным медицинским учреждением в установленном порядке, установлены характер и динамика имеющегося у ребенка заболевания, носящего по заключению консилиума врачей прогрессирующий характер, наличие реальной угрозы здоровью малолетнего ребенка вследствие утраты возможности своевременного лечения дорогостоящим лекарственным препаратом, являющимся единственным возможным средством оказания ему медицинской помощи.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента здравоохранения Ивановской области в обеспечении малолетнего ФИО1 этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при наличии у ФИО1 статуса ребенка-инвалида, вследствие чего нуждаемости ФИО1 по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом «Рапамун» (Сиролимус), не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебных комиссий ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» и консилиумом врачей РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований и возложения на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанности организовать бесплатное обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Рапамун» (Сиролимус) в дозировке, рекомендуемой компетентной медицинской организацией, до его отмены по медицинским показаниям.
После закупки Департаментом здравоохранения Ивановской области лекарственного препарата «Рапамун» (Сиролимус) в дозировке, рекомендуемой компетентной медицинской организацией, ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» обязана осуществить отпуск лекарственного препарата законному представителю несовершеннолетнего ФИО1, в связи с чем, исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
Судом отклоняется довод ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области о том, что имеющееся у ФИО1 заболевание не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, поскольку именно в связи с этим заболеванием ему установлен статус «ребенок-инвалид». Вследствие этого ФИО1, как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Кроме того, не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат «Рапамун» (Сиролимус) был назначен ФИО1 по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата.
Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Как следует из разъяснений, данных судам в абз. 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
К таким случаям, в частности, относятся ситуации, когда требуется срочная госпитализация ребенка для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка (абз. 2 пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).
Учитывая характер и тяжесть заболевания ФИО1, требования клинических рекомендаций по лечению заболевания, что препарат является дорогостоящим, промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка-инвалида, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, а также то обстоятельство, что ответчику на протяжении длительного периода времени известно о необходимости обеспечения ФИО1 указанным препаратом, который до настоящего времени ему не предоставлен, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного истцом в ходе рассмотрения дела требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Суд отклоняет доводы ответчика о возможных затруднениях немедленного исполнения решения суда с учетом требований о соблюдении ответчиком процедур закупки лекарственного препарата, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку данные обстоятельства не могут являться основанием для не обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области (ИНН № обязанность организовать бесплатное обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Рапамун» (Сиролимус) в дозировке, рекомендуемой компетентной медицинской организацией, до его отмены по медицинским показаниям.
Возложить на Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» (ИНН № обязанность осуществить отпуск лекарственного препарата «Рапамун» (Сиролимус).
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 30 июня 2023 года.