РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Нагапетян А.Г.,
с участием:
прокурора Роговой О.В.,
представителя административного истца Пряникова А.О.,
представителя административного ответчика Филиппова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-228/2020 по административному исковому заявлению Гендель Германа Вильгельмовича о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Самарской области,
у с т а н о в и л:
постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» утвержден Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута (далее - Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован 03.08.2016 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2016, печатном издании «Волжская коммуна», № 202(29748), 09.08.2016.
Нормативный правовой акт действует в редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2020 № 199, которые опубликованы на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 27.03.2020.
Гендель Г.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать недействующим пункт 2.7 Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 г. №426 в части введения в указанный пункт основания для принятия решения об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в случае, если договор аренды земельного участка или договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1, 2 или 3 пункта 2.1 настоящего Порядка, не является действующим.
В обоснование заявленных требований Гендель Г.В. указал, что он обратился в орган местного самоуправления – Администрацию г.о. Сызрань Самарской области с заявлением о намерении заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона. Однако, постановлением № 1583 от 19.06.2019 г. Администрация г.о. Сызрань отказала истцу в заключении указанного договора на основании п. 2.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 г. №426, ввиду того, что договор аренды земельного участка на котором размещен нестационарный торговый объект является недействующим.
Административный истец полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают его права и законные интересы на свободное осуществление предпринимательской деятельности и получение дохода; нарушают его право на имущество и законное ожидание, гарантированное Конституцией РФ, а также рядом инкорпорированных международных договоров; устанавливают дополнительные условия для реализации права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, без проведения аукциона, не предусмотренные федеральным законодательством; не обеспечивают стабильность прав предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, не представляют возможности долгосрочного планирования своего бизнеса.
По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат ч. 13 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД (ред. от 12.11.2018) «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В судебное заседание административный истец Гендель Г.В., извещенный надлежащим образом, не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца Гендель Г.В. - Пряников А.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Правительства Самарской области - Филиппов С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск, и пояснил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Представители заинтересованных лиц – Администрации г.о. Сызрань Самарской области, Главы г.о. Сызрань, Самарской Губернской Думы, УФАС по Самарской области, Малышева С.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Администрация г.о. Сызрань Самарской области и УФАС по Самарской области представили суду письменные отзывы на административный иск, полагали, что заявленные Гендель Г.В. требования удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
В целях обеспечения функционирования и стабильного развития потребительского рынка, удовлетворения потребностей населения Самарской области в товарах и услугах, соответствующих стандартам качества и безопасности, реализации положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Самарской Губернской Думой 29.06.2010 г. принят Закон Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД).
В силу п.п.7.3 п.2 ст. 4 Закона Самарской области № 76-ГД Правительство Самарской области устанавливает порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута.
Согласно статье 82 Устава Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД (принят Самарской Губернской Думой 05.12.2006) Правительство Самарской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Самарской области.
Свои полномочия Правительство Самарской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений ( п.2 ст. 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 26.06.2000).
В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Самарской области от 30.09.2011 № 80-ГД «О Правительстве Самарской области» Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области.
Процедура принятия нормативных правовых актов Правительства Самарской области устанавливается регламентом Правительства Самарской области и иными нормативными правовыми актами.
Проекты постановлений Правительства, носящие нормативный характер, подписываются Губернатором - председателем Правительства (лицом, его замещающим), подлежат официальному опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном Законом Самарской области «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области» (п.п.2.13 п. 2 регламента Правительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011 № 555 (действовавшего на 02.08.2016 г.)
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» постановлением Правительства Самарской области №426 от 02.08.2016 г. «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» утвержден «Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута».
Постановление подписано и.о. первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области Ивановым Ю.Е. и 03.08.2016 г. опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2016, в печатном издании «Волжская коммуна», № 202(29748), 09.08.2016.
В настоящее время постановление действует в редакции от 27.03.2020 г. Изменения, внесенные Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2020 № 199, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 27.03.2020).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации, подписан уполномоченным лицом, официально опубликован.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Предметом оспаривания являются положения п.2.7 Порядка, согласно которым решение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в заявлении соискателя, принимается в случае отсутствия установленного пунктом 2.1 настоящего Порядка основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе в случае, если договор аренды земельного участка или договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1, 2 или 3 пункта 2.1 настоящего Порядка, не является действующим.
Административный истец полагает, что вышеуказанные положения в части слов: «в том числе в случае, если договор аренды земельного участка или договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1, 2 или 3 пункта 2.1 настоящего Порядка, не является действующим» противоречат ч. 13 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области», в соответствии с которой, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 1 марта 2015 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя на соответствие оспариваемого в части Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
П.п. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Определение понятия «нестационарный торговый объект» раскрыто в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Следовательно, нестационарный торговый объект согласно положениям п.п. 1 и 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является недвижимым имуществом.
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Вместе с тем, приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
При этом п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов, исходя из положений ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ и ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, осуществляется исключительно на основании конкурсных процедур.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
При этом федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Вопросы порядка, условий и срока размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 11, абзацем вторым части 12 и частью 13 настоящей статьи.
При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов (п. 5 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД).
Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется органом государственной власти Самарской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (п. 7 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД).
Договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по итогам аукциона, если иное не предусмотрено настоящим Законом (п. 8 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД).
Согласно ч. 13 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 1 марта 2015 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 12 настоящей статьи.
Из содержания указанной нормы можно сделать вывод о том, что лицо, которое обращается с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на момент подачи заявления должно являться арендатором по договору аренды, то есть лицом, являющимся стороной по действующему договору аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, арендатор (наниматель) - это сторона договора аренды, которая в результате исполнения договора приобретает право владеть и пользоваться (или пользоваться), а в ряде случаев и распоряжаться объектом аренды, а также принимает на себя обязанность перед арендодателем вносить арендную плату и возвратить арендованное имущество.
Из материалов дела следует, что 25.01.2013 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Головиным В.И. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 72 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под установку модульного торгового павильона. Пунктом 2.1 договора срок аренды участка установлен с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г.
18.09.2013 г. между ФИО1. и Генделем Г.В., Малышевым С.Е. заключен договор купли-продажи, согласно которому последние приобрели у ФИО1. магазин модульного типа площадью 69,5 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу.
18.09.2013 г. между ФИО1. и Генделем Г.В., Малышевым С.Е. заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.01.2013 г. Соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Самарской области 25.09.2013 г.
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 72 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 07.06.2017 г. является муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области.
08.02.2018 г. между Комитетом имущественных отношений городского округа Сызрань Самарской области и Генделем Г.В. и Малышевым С.Е. заключен договор №34-Р на размещение нестационарного торгового объекта, согласно которого последние получили право пользоваться местом для размещения нестационарного торгового объекта площадью 20 кв.м.
Комитет направил Генделю Г.В. и Малышеву С.Е. письмо с указанием на то, что площадь, фактически занимаемая ими для размещения НТО, составляет 76,6 кв.м., земельный участок площадью 56,6 кв.м. занят ими самовольно и предложил во внесудебном порядке разместить НТО с местонахождением: <адрес> до 05.04.2018 г. на площади 20 кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2018 г., вступившим в законную силу 22.05.2019 г., на индивидуальных предпринимателей Генделя Г.В. и Малышева С.Е. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 56,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
05.06.2019 г. Гендель Г.В. и Малышев С.Е. обратились в Администрацию г.о. Сызрань Самарской области с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, площадью места размещения 72 кв.м., по адресу: <адрес> без проведения аукциона.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области №1583 от 19.06.2019 г. Гендель Г.В. и Малышеву С.Е. отказано в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, на основании п.2.7 постановления Правительства Самарской области от 02.08.2016 г. №426, ввиду того, что договор аренды земельного участка, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона, является недействующим, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань поручено организовать и провести открытый по составу участников аукцион на право заключения договора на размещение НТО согласно положению №1 к настоящему постановлению.
Проанализировав содержание п. 2.7 Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, утвержденного постановлением Правительства Самарской области №426 от 02.08.2016 г., с учетом значения содержащихся в нем слов и выражений, суд не усматривает каких-либо противоречий с ч. 13 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД и правовой неопределенности.
Пункт 2.7 Порядка четко определяет в каких случаях принимается решение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, в частности, в случае если договор аренды земельного участка или договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1, 2 или 3 пункта 2.1 настоящего Порядка, не является действующим, то есть когда соискатель не является арендатором по действующему договору аренды земельного участка, на котором предполагается размещение НТО.
Не противоречит пункт 2.7 оспариваемого Порядка и Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так, в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»). При этом, торги являются наиболее конкурентным способом заключения договора, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие, и направлены на создание как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора.
Напротив, заключение договора на размещение НТО без проведения торгов в отсутствие действующего договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может создать дискриминационные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на основании действующих в настоящее время договоров, заключенных в установленном законом порядке.
Таким образом, противоречий оспариваемого в части п. 2.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.
В материалы дела также не представлено каких-либо доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца.
Поскольку срок действия договора аренды земельного участка от 25.01.2013 г. предоставленного для размещения НТО истек 31.12.2017 г., административный истец утратил преимущественное право на получение места для размещения НТО без проведения аукциона, что не противоречит ч.ч.1, 3,4 ст. 39.6 ЗК РФ.
Таким образом, оспариваемый в части пункт 2.7 Порядка, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426, в полном объеме соответствует законодательству Российской Федерации, не создает необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в судебном заседании установлено, что пункт 2.7 Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 г. №426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» в части слов: «в том числе в случае, если договор аренды земельного участка или договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1, 2 или 3 пункта 2.1 настоящего Порядка, не является действующим» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом Самарской области полномочий, подписан надлежащим должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ в удовлетворении требования административного истца следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Гендель Германа Вильгельмовича к Правительству Самарской области о признании недействующим пункта 2.7 «Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 г. №426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» в части слов: «в том числе в случае, если договор аренды земельного участка или договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, указанный соискателем в качестве основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1, 2 или 3 пункта 2.1 настоящего Порядка, не является действующим» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2020 года.
Судья: С. Н. Ласковская