Дело № 5-54/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
3 апреля 2023 года пгт. Ленино
Судья Ленинского районного суда Республики Крым Копаев Анатолий Александрович, рассмотрев в зале суда в пгт. Ленино, материал об административном правонарушении, поступивший из ОМВД России по Ленинскому району Республики Крым, в отношении:
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Республики Армении код №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, органом №, уроженца Армении, временно не трудоустроенного, женатого, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, со слов проживающего по адресу: <адрес>, русским языком владеющего, со средним образованием, инвалидности не имеющего,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 являясь гражданином Республики Армения, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ – нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 3 апреля 2023 года в 09 час. 30 мин. в ОМВД России по Ленинскому району установлен гражданин Армении ФИО5, который нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а именно с 23 октября 2022 года по истечении установленного срока пребывания, чем с 24 октября 2022 года нарушает п. 1, 2 ст. 5 ФЗ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
ФИО5 в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств, подтверждающих его семейное положение, которое судом было удовлетворено. При этом, вину в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения ФИО5 признал полностью, раскаялся в содеянном. Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил. Вместе с тем, при принятии решения правонарушитель просил суд учесть, что он в настоящее время делает все необходимое для легализации своего проживания на территории Российской Федерации, в связи с чем, он явился в ОМВД России по <адрес>. В настоящее время правонарушитель состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Моховой Татьяной Сергеевной, с которой он проживает в составе одной семьи. На иждивении ФИО5 находится несовершеннолетняя дочь – ФИО2, которая также является гражданкой Российской Федерации. Кроме того, на территории Российской Федерации проживает совершеннолетний сын правонарушителя, гражданин Российской Федерации - ФИО3. При этом, правонарушитель отметил, что его отец ФИО4, также является гражданином Российской Федерации и в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья нуждается в постоянном уходе, который осуществляет ФИО5.
Вина ФИО5 в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения также подтверждается материалами административного дела, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией паспорта гражданина <адрес> №№;
- копией миграционной карты серия №;
- уведомлением о прибытии иностранного гражданина;
- выпиской из Государственной информационной системы миграционного учета от 23 января 2023 года;
- выпиской из АС ЦБДУИГ от 3 апреля 2023 года;
- справкой от 3 апреля 2023 года.
Достоверность вышеуказанных доказательств не вызывает у суда сомнений, поскольку они не противоречивы и согласуются между собой. Материал об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, права ФИО5 при привлечении его к административной ответственности соблюдены и ему разъяснены.
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение, за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8. КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения в области миграционного законодательства государства и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ФИО5 совершено административное правонарушение и его деяние необходимо квалифицировать, в соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Обстоятельством, смягчающим наказание, суд признает раскаяние в содеянном, нахождение на иждивении ФИО5 несовершеннолетнего ребенка.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств в судебном заседании не установлено.
Всесторонне, полно и объективно выяснив обстоятельства дела, выявив причины и условия, способствовавшие совершению данного правонарушения, проанализировав все фактические данные, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая характер совершенного правонарушения, данные о личности правонарушителя, его семейное и материальное положение, степень его вины, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих обстоятельств, считаю необходимым применить в отношении ФИО5 административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без применения административного выдворения за пределы Российской Федерации, исходя из следующего.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 суду пояснила, что ФИО5 проживает с ней в составе одной семьи по адресу: <адрес>. В настоящее время в связи с болезнью отца – ФИО4, правонарушитель осуществляет за ним постоянный уход, возит его на прием к врачам и т.д.. Кроме того, свидетель подтвердила суду обстоятельства проживания на территории Российской Федерации несовершеннолетней дочери правонарушителя – ФИО2, и совершеннолетнего сына - ФИО3. Также, ФИО6 отметила привязанность детей к своему отцу, в связи с чем, административное выдворение последнего, для них повлечет серьезную психологическую травму. Свидетель ФИО6 просила суд принять во внимание не возможность ее нормального проживания в отсутствие ее супруга, который оказывает ей значительную материальную и иную помощь в быту.
Вышеуказанные обстоятельства достоверно подтверждаются, представленными суду письменными доказательствами, а именно: свидетельством о рождении ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; паспортом гражданина РФ ФИО4; медицинскими документами на имя ФИО4 - справкой БУЗ УР «Городская клиническая больница № МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о рождении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; повторным свидетельством о рождении ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; паспортом гражданина РФ ФИО3; военным билетом ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО5 на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
Таким образом, с учетом личности правонарушителя, а также требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, прихожу к выводу о том, что указанные выше обстоятельства можно признать исключительными, в связи с чем, полагаю возможным в данном конкретном случае не применять в отношении ФИО5 дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указанного в санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве обязательного вида наказания, подвергнув его административному наказанию в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, -
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей, без административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
Реквизиты для оплаты штрафа: единый казначейский счет – 40102810645370000035, получатель – УФК по Республике Крым (ОМВД России по Ленинскому району) банк получателя – Отделение Республика Крым Банка России // УФК по Республике Крым г. Симферополь, ИНН получателя – 9111000524, КПП – 911101001, БИК – 013510002, ОКТМО – 35627000, бюджетная классификация – 18811601181019000140, казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений – 03100643000000017500, УИН 18891919990164433989.
При заполнении платежного документа необходимо указать в поле «Назначение платежа» для физических лиц: ФИО и адрес плательщика, админ. штраф МВД, ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее следующего дня после дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано (на него может быть подан протест прокурором) в Верховный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд Республики Крым.
Судья А. А. Копаев