РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-324/2023
г. Зима 12 апреля 2023
Зиминский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Горбуновой О. В.,
при секретаре судебного заседания Дебольской Н.Л.
с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области Хамируевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о возложении обязанности по оборудованию оконных блоков замками безопасности,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор Иркутской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» (далее - МБОУ «СОШ № 9») оборудовать оконные блоки системой безопасности (замками безопасности) в соответствии с п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», п. 6.3.1. ГОСТ 23166-2021, в количестве 67 штук в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга исполнения законодательства об охране здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, установлены нарушения в деятельности МБОУ «СОШ № 9», а именно в образовательном учреждении отсутствуют оконные замки, предусмотренные СП 251.1325800.2016, в целях обеспечения безопасности обучающихся образовательной организации. Согласно ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка следует, что лица в возрасте до 18 лет подлежат заботе и защите, из выживание, здоровое развитие являются одними из основных задач государства, а учреждения, ответственные за заботу о детях или их защиту, должны отвечать нормам, установленным компетентными органами. В соответствии со ст.ст. 2,20,38,41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; детство находится под защитой государства. В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.Пунктами 8 и 9 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентировано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательная организация также обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29.01.2021 № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», который Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.05.2021 № 398-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.11.2021.Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».Согласно ГОСТ 23166-2021 стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению, является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей. Пунктом 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 предусмотрено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении; детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства при проведении проверки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» установлено, что замки безопасности на оконных блоках отсутствуют, что не обеспечивает безопасность обучающихся указанной образовательной организации.В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Хамируева О.С. поддержала заявленное требование по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В письменном заявлении от **.**.** директор МБОУ «СОШ № 9» ФИО3, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, указав, что признает заявленные исковые требования, последствия признания иска, предусмотренные ч. 4.1 ст. 194 ГПК РФ ей известны.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 39 ГРК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Принимая во внимание, что директор МБОУ «СОШ № 9» ФИО3 признала заявленные исковые требования, что подтверждается ее письменным заявлением от **.**.**, и признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что истец в силу подп. 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, признавшего исковые требования и не освобожденного от уплаты государственной пошлины, на основании подп.3 п.1 ст. 333.40 НК РФ, в доход местного бюджета подлежат взысканию 30% суммы государственной пошлины, предусмотренной подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, т.е. 1800 руб. (30 % от 6000 руб.).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» (ОГРН: <данные изъяты>) оборудовать оконные блоки системой безопасности (замками безопасности) в соответствии с п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», п. 6.3.1. «ГОСТ 23166-2021 Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», в количестве 67 штук в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» (ОГРН: <данные изъяты>) государственную пошлину в размере 1800 (одна тысяча восемьсот) руб. вбюджет Зиминского городского муниципального образования.
Копию судебного решения не позднее пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме направить прокурору и ответчику.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Зиминский городской суд Иркутской области.
Судья О.В. Горбунова
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2023 г.