УИД 03RS0003-01-2023-002931-11
№ 2-5342/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л.,
при секретаре Кутлуяровой Э.Р.,
представителя истца Чернышовой Яны Вячеславовны - Чернышова О.В., на основании доверенности,
с участием представителя ответчика Министерства финансов Республики Башкортостан – Мамбеткуловой З. Р., на основании доверенности,
представителя третьего лица Администрации Октябрьского района городского округа города Уфы, ответчика Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан – Хазиевой А. Р., на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5342/2023 по иску Чернышовой Яны Вячеславовны к Министерству финансов РБ, Администрации городского округа г. Уфы РБ о взыскании убытков и компенсации морального вреда за незаконное привлечение к административной ответственности,
установил:
истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, с последующим уточнением исковых требований в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, просил суд: взыскать с ответчика/ответчиков компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, в размере 10 000 руб., убытки в размере 10 000 руб.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Административной комиссией Октябрьского района на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении физического лица Чернышовой Яны Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принято решение, которым постановлено:
1. Признать физическое лицо Чернышову Яну Вячеславовну виновным(ой) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях № 413-з от 23.06.2011.
2. Привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях № 413-з от 23.06.2011.
3. Назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд г. Уфы постановил:
Восстановить срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление Административной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении Чернышовой Яны Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Из иска следует, что в результате незаконных действий Административной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан истцу были причинены убытки в виде расходов на оплату юридических услуг по защите прав и законных интересов в сумме 10 000 рублей, а также моральный вред, заключающийся в нравственных страданиях, а именно чувстве унижения, стыда и дискомфорта.
Незаконное привлечение к административной ответственности безусловно негативно сказалось на душевном и психологическом состоянии здоровья истца.
Факт понесенных расходов на услуги адвоката, в сумме 10 000 рублей подтверждается прилагаемым к настоящему заявлению договором на оказание юридических услуг, актом сдачи-приема выполненных услуг и распиской в получении денежных средств.
В судебном заседании представитель истца Чернышовой Яны Вячеславовны Чернышов О.В. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Октябрьского района городского округа города Уфы, ответчика Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан Хазиева А.Р. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что не представлены документы, подтверждающие факт причинения морального вреда, сумма убытков существенно завышена.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Башкортостан Мамбеткулова З. Р. просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указала, что Министерство финансов Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по данному исковому заявлению, ответственность должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Уфы РБ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК Российской Федерации: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 94, 135 ГПК РФ, статьи 106, 129 КАС РФ, статьи 106, 148 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21 января 2019 года N 6-П, в случаях, когда возмещение судебных расходов законом не предусмотрено, лицо не лишено возможности добиваться возмещения причиненных ему убытков в самостоятельном процессе, если для этого имеются основания, предусмотренные статьей 15 ГК РФ, что соотносится с требованиями Конституции Российской Федерации, ее статьи 19 (часть 1) о равенстве всех перед законом и судом и статьи 35 (часть 1) об охране права частной собственности законом (Определения от 20 февраля 2002 года N 22-О, от 25 февраля 2010 года N 317-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1560-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1150-О-О и др.).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Постановлением Административной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Чернышова Яна Вячеславовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, истец обратилась в Октябрьский районный суд г. Уфы РБ с жалобой и ходатайством о восстановлении срока на ее подачу.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Восстановить срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление Административной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Чернышовой Яны Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Данное решение вступило в законную силу.
Не имея специальных познаний в области юриспруденции, Чернышова Я.В. обратилась в юридическую компанию для защиты нарушенных прав. ДД.ММ.ГГГГ между Чернышовой Яной Вячеславовной (заказчик) и Ефимовым Анатолием Геннадьевичем (исполнитель) был заключен договор на оказание юридических услуг №. В соответствии с п. 1.1 заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать заказчику юридическую помощь в объеме и на условиях, установленных настоящим Договором. В соответствии с п. 1.2 исполнитель обязуется оказать следующую юридическую помощь:
- устное консультирование по вопросу привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.23 КоАП РБ,
- составление жалобы на постановление Административной комиссии Октябрьского района № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3.1 данного договора гонорар исполнителя, являющийся вознаграждением за оказание юридической помощи по договору, устанавливается в размере 10 00 руб.
Факт оказания услуг подтверждается актом сдачи-приема выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. исполнителем были выполнены следующие работы и оказаны заказчику следующие услуги:
- устное консультирование
<данные изъяты>
Таким образом, Чернышовой Я.В. понесены убытки, согласно пункту 2 статьи 15 ГК Российской Федерации, то есть расходы, которые лицо произвело для восстановления его нарушенного права.
Из разъяснений п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" следует, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Суд считает обоснованным, исходя из предмета договоров, содержания и объема оказанных юридических услуг, учитывая категорию дела, взыскать в пользу Чернышовой Я.В. расходы по оплате юридических услуг в общей сумме 5000 руб.
Разрешая вопрос о частичном удовлетворении требований о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, суд исходит из следующего.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено о том, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личнаяи семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.
При определении компенсации морального вреда, суд должен учитывать характер причиненных истцу физических и нравственных страданий и с учетом требований разумности и справедливости.
Учитывая, что незаконность постановления Административной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого в отношении Чернышовой Яны Вячеславовны, установлена вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу, с учетом фактических обстоятельств дела, о возможности взыскать в пользу Чернышовой Я.В. компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Определяя субъекта, на которого должна быть возложена обязанность по взысканию компенсации морального вреда, причиненных убытков, суд исходит из следующего.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Деятельность административных комиссий в Республике Башкортостан регулируется Законом Республики Башкортостан от 22.01.2004 № 64-з «Об административных комиссиях в Республике Башкортостан» (далее - Закон РБ № 64-з). В силу статьи 2 Закона РБ № 64-з административные комиссии создаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В силу пункта 3.6 Положения об административных комиссиях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённого постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2014 № 5633, организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Статьей 8 Закона Республики Башкортостан от 10.10.2006 № 354-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Башкортостан по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» установлен порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. В связи с этим законами Республики Башкортостан о бюджете на соответствующий год и плановый период предусмотрено распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления указанных государственных полномочий, в том числе и городскому округу город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, в Республике Башкортостан полномочия по созданию административных комиссий переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с передачей финансовых средств, необходимых для указанных целей.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 158 БК РФ от имени казны муниципального образования по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.
Учитывая изложенное, поскольку передача государственных полномочий осуществлена одновременно с финансированием указанных полномочий, надлежащим ответчиком по делу является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая отвечает по своим обязательствам за счет средств казны муниципального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Чернышовой Яны Вячеславовны - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан за счет казны муниципального образования в пользу Чернышовой Яны Вячеславовны (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, в размере – 1 000,00 руб., убытки в размере 5 000,00 руб.
В остальной части исковых требований - отказать.
В части требований к Министерству финансов Республики Башкортостан - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Судья И. Л. Соколова
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Решение в окончательной форме принято 13 июня 2023 года.