Дело №
64RS0№-18
Заочное решение
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Пивченко Д.И.,
при секретаре Иванове Д.А.,
с участием представителя истца администрации Кировского района МО «Город Саратов» Бочаровой Е.Е.,
помощника прокурора Кировского района г. Саратова Карповой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к Наконечникову ФИО10, Усову ФИО11, Щербакову ФИО12 об изъятии жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения,
установил:
Истец администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд, с вышеуказанным исковым заявлением мотивируя требования тем, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> подтверждается договором купли-продажи от 23 декабря 1994 г.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01 июля 2019 г. № 1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Вышеуказанный жилой дом включен в указанную программу.
Постановлением администрации муниципального образования «город Саратов» № 730 от 05 апреля 2021 г. «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ был изъят для муниципальных нужд земельный участок, по адресу: <адрес>, а также принадлежащее ответчикам жилое помещение.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Переселение граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением администрации МО «Город Саратов» от 01 июля 2019 г. № 1184, для ответчиков была закуплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 68,6 кв.м., состоящая из 3-х комнат. Указанная квартира принадлежит МО «Город Саратов» на праве собственности. Ответчикам было предложено указанное жилое помещение для переселения, однако от заключения соглашения отказались.
По изложенным основаниям истец уточнив исковые требования, просит суд изъять у Наконечникова А.В., Усова А.А., Щербакова А.А. жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратова, ул. им. Горького А.М., д.69, кв. 3, с предоставлением иного жилого помещения по адресу: <адрес>, с зачетом его стоимости в выкупную цену. Прекратить право собственности ответчиков на жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>, признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> выселить Наконечникова А.В. из жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Бочарова Е.Е. поддержала исковые требования с учетом уточнений, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Карпова С.П. в заключении указала на наличие оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, руководствуясь ст. 167, 233 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, заключение прокурора, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее– ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖКРФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
С учетом правовой позиции, изложенной в третьем разделе Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В судебном заседании установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии от 19 декабря 2014 г. № 7/К-6 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. им. Горького, д. 69, лит.А, Б. признан аварийным и подлежащий сносу.
Как следует из материалов дела, что Наконечников А.В., Усов А.А., Щербаков А.А. являются собственниками жилого помещения № 3, расположенного по адресу: г<адрес>
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 февраля 2015 г. № 63-р собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, поручено в течении трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых жилых помещений, осуществить мероприятия по сносу дома в срок до 01 января 2016 г.
Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от № 730 от 05 апреля 2021 г. земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, изъят для муниципальных нужд.
При этом, из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01 июля 2019 г. № 1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратов из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», вышеуказанный жилой дом включен в указанную программу.
В рамках указанной программы для ответчиков была закуплена квартира, общей площадью 68,6 кв.м., расположенная по адресу: г. <адрес>
Как следует из материалов дела, что истцом предлагалась ответчикам квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, однако соглашение между истцом и ответчиком не достигнуто.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 01 февраля 2022 г. было отказано в удовлетворении исковых требований об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, выселении, прекращении права собственности.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные положения действующего законодательства, учитывая, что проживание ответчиков в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> представляет опасность для жизни здоровья ответчиков по причине его аварийного состояния, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно абзацу 7 статьи 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 с последующими изменениями и дополнениями, а также п. 128 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года № 288, снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится территориальными органами Федеральной миграционной службы в случае: выселения из занимаемого жилого помещения - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку суд пришел к выводу о выселении ответчика из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> он подлежит в императивном порядке снятию с регистрационного учета по указанному адресу на основании данного решения суда по вступлении его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к Наконечникову ФИО13, Усову ФИО14, Щербакову ФИО15 об изъятии жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, удовлетворить.
Изъять у Наконечникова ФИО16, Усова ФИО17, Щербакова ФИО18 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с предоставлением иного жилого помещения по адресу: <адрес>, с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Прекратить право собственности Наконечникова ФИО19, Усова ФИО20, Щербакова ФИО21 Алексеевича на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Выселить Наконечникова ФИО22 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме принято 30 августа 2022 г.
Судья Д.И. Пивченко