Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3183/2023 ~ М-1705/2023 от 22.03.2023

72RS0013-01-2023-001970-57

Дело № 2-3183/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тюмень                                    30 августа 2023 года

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Носовой В.Ю.,

с участие прокурора Конанчук А.Е.,

при секретаре Мукминовой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Тюмени к Салиндер Кристине Вадимовне о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, прекращении права собственности физического лица на жилое помещение, признании права муниципального образования на жилое помещение, встречному иску Салиндер Кристины Вадимовны к Администрации города Тюмени о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация г.Тюмени обратилась в суд с иском к Салиндер К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Сафроновой А.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности ответчицы на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием. Требования мотивированы тем, что Салиндер В.Я. является собственником комнаты , площадью 13,6 кв.м., в признанном на основании Распоряжения истца № 325-рк от 10 июня 2013 года аварийным и подлежащим сносу доме <адрес> (кадастровый номер ). Распоряжением Администрации г.Тюмени № 779 от 05 октября 2021 года принято решение об изъятии земельного участка (кадастровый номер ), площадью 2 113 кв.м., и принадлежащего ответчику жилого помещения, о чем 10 октября 2021 года Салиндер В.Я. было направлено соответствующее уведомление. В соответствии с отчетом ООО «Центр экономического содействия», подготовленного по заказу истца, выкупная стоимость объекта по состоянию на 22 ноября 2021 года составила 1 627 000 руб., однако до настоящего времени соглашение об изъятии объекта не подписано. Поскольку в настоящее время жилое помещение по ? доле принадлежит Салиндер К.В. и Салиндер Я.Я., с последним договоренность по выкупной стоимости объекта достигнута, Администрация г.Тюмени просит в судебном порядке принудительно изъять у Салиндер К.В. для муниципальных нужд муниципального образования городской округ Тюмень ? долю квартиры        , площадью 13,6 кв.м., дома <адрес> (кадастровый номер ) по цене выкупа 813 500 руб.; прекратить право общей долевой собственности ответчицы и признать право собственности за муниципальным образованием на изымаемый объект недвижимости.

Не согласившись с заявленными требованиями, Салиндер К.В.,              ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Сафроновой А.В., обратилась со встречным иском к Администрации г. Тюмени о возложении обязанности предоставить в собственность иное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. Встречные требования мотивированы тем, что она относится к категории «детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», приказом от 16.09.2019 г. назначен опекун Сафронова А.В. Истица по встречному иску Салиндер К.В. является собственником ? доли , площадью 13,6 кв.м., дома <адрес>, при этом Межрайонным управлением социальной защиты населения отказано 04.08.2022 г. в выдаче предварительного разрешения на изъятие данного жилого помещения. На предлагаемую выкупную стоимость иное жилье приобрести не представляется возможным, в связи с чем просит вместо принудительно изымаемой ? доли жилого помещения предоставить в собственность Салиндер К.В. иное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 18 кв.м. в черте г.Тюмени, взыскать с Администрации г.Тюмени расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб., за нотариальное оформление доверенности 2 600 руб.

Представитель истца Администрации г.Тюмени Таран В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, встречные требования не признала, поскольку домовладение, где расположено спорное жилое помещение, в программу по переселению не включено.

Представитель ответчика Шулаева И.В. в судебном заседании встречные требования поддержала, с первоначальным иском не согласилась.

Представитель третьего лица ООО «СЗ Звезда» Шерстобитова А.А. в судебном заседании считает требования Администрации г.Тюмени обоснованными, со встречным иском не согласна.

Представитель органа опеки и попечительства Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района Полянская Я.С. в судебном заседании считает требования Администрации г.Тюмени обоснованными, полагает возможным денежные средства перечислить на счет ребенка, которая в дальнейшем будет поставлена на очередь для получения жилья как ребенок – сирота, а по достижении совершеннолетия ей будет выделено жилое помещение.

Ответчик, в лице законного представителя, представитель третьего лица по встречному иску Межрайонного управлением социальной защиты населения (Казанский, Сладковский районы) сектор по опеке, попечительству и охране прав детства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что первоначальные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по цене выкупа, установленной судебной экспертизой, встречные требования не обоснованными, суд считает что исковые требования Администрации г.Тюмени подлежат удовлетворению в полном объеме, встречные требования – не подлежат удовлетворению.

Судом установлено следующее.

Собственниками квартиры , площадью 13,6 кв.м., дома <адрес> являются: Салиндер К.В. и Салиндер Я.Я. по ? доле каждый, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.04.2022 г., наследодателем по которому выступал прежний собственник квартиры Салиндер В.Я. (том 1, л.д. 182, 183-185).

Салиндер К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем приказом Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района от 16.09.2019 г. назначен опекун Сафронова А.В. (том 1, л.д. 179, 180, 181).

Судом установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии № 117 от 28.04.2021 года многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу                   (том 1, л.д.10, 11-12).

06 мая 2021 года Администрацией г.Тюмени № 410 принято Распоряжение о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, установлен до 01.01.2031 г. (том 1, л.д. 13).

18.06.2021 года Салиндер В.Я. направлено требования от 17.06.2021 г. о сносе многоквартирного дома (том 1, л.д. 34, 35).

Распоряжением Администрации г.Тюмени от № 779 от 05.10.2021 года постановлено изъять жилые помещения в многоквартирном доме дома <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , в том числе квартиру № 63 площадью 13,6 кв.м. (том 1, л.д. 36).

Уведомление от 11.10.2021 г. об издании данного распоряжения Администрации г.Тюмени было направлено в адрес Салиндер В.Я. 12.10.2021 года (том 1, л.д. 39, 40).

28 января 2022 года истцом в адрес Салиндер В.Я. направлен проект соглашения о выкупе спорного жилого помещения с отчетом об оценке квартиры (том 1, л.д. 41, 42, 43, 44-144).

Собственник 1/2 доли квартиры Салиндер Я.Я. выразил согласие с оценкой жилого помещения, проведенной истцом, с ним было заключено соглашение об изъятии доли жилого помещение для муниципальных нужд (том 1, л.д. 112-114, 116).

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Частью 9 указанной статьи закона предусмотрено, что если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Соглашение о выкупе жилого помещения между сторонами не достигнуто.

Согласно отчету ООО «Центр экономического содействия» от 17.12.2021 г., представленного истцом, рыночная стоимость квартиры и доли общего имущества в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, в том числе рыночной стоимостью обязательств по выплате компенсаций собственникам имущества, подлежащего сносу в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, составляет                  1 627 000 руб., что составляет от ? доли – 813 500 руб. (том 1, л.д. 44-144).

На основании ст. 79 ГПК РФ, определением суда от 02 июня 2023 года по делу назначена судебная товароведческая экспертиза в ООО «Альфа-Тюмень» (том 1, л.д. 231-232), согласно заключению которого рыночная стоимость квартиры и доли общего имущества в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, в том числе рыночной стоимостью обязательств по выплате компенсаций собственникам имущества, подлежащего сносу в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, составляет 1 679 000 руб., что с учетом округления составляет от ? доли – 840 000 руб. (том 2, л.д. 1-77).

Поскольку между сторонами соглашение о выкупе жилого помещения не достигнуто, при этом жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в отношении него издано распоряжение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, то, в силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для вынесения решения о принудительном выкупе жилого помещения <адрес>.

При определении выкупной стоимости жилого помещения суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы, при составлении которого эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, при этом оценщик, составивший отчет, представленный истцом, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения предупрежден не был.

С учетом изложенного исковые требования Администрации г. Тюмени об изъятии жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом выкупной цены за долю квартиры – 840 000 руб.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику компенсации.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца о прекращении права собственности ответчицы на ? долю жилого помещения и признании права на нее за муниципалитетом, подлежит удовлетворению.

Оснований для удовлетворения встречного искового заявления не имеется, поскольку обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи

Соответственно, поскольку в рассматриваемом случае домовладение     № 1а по ул.Ставропольская г.Тюмени не включено в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда суд не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, что отражено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

При этом суд не усматривает из указанного нарушения каких-либо прав Салиндер К.В., оставшейся без попечения родителей, поскольку она, в соответствующем законом порядке, может быть включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения на территории Тюменского муниципального район, что впоследствии является основанием для обеспечения ее жильем по правилам ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 14, 35, 54, 56, 67, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ) ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 13,6 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ 840 000 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 13,6 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 13,6 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░– ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░                         (░░░░░░░)                     ░.░. ░░░░░░

    ░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-3183/2023.

░░░░░                                                                                             ░.░. ░░░░░░

2-3183/2023 ~ М-1705/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация города Тюмени
Прокурор КАО г. Тюмени
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Ишима и Ишимского р-на
Межрайонное Управление социальной защиты населения (Казанский, Сладковский районы) сектор по опеке, попечительству и охране прав детства.
ООО "Специализированный застройщик Звезда"
Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени
Судья
Носова Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
kalininsky--tum.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2023Передача материалов судье
27.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Подготовка дела (собеседование)
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
29.08.2023Производство по делу возобновлено
30.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее