Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-989/2022 ~ М-403/2022 от 10.02.2022

Дело № 2-989/2022

УИД79RS0002-01-2022-001094-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года                                                                              г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО

    в составе судьи                                                        Кривошеевой И.В.,

с участием истца                                               Фоминой В.А.,

представителя истца                                          Корчун Е.А.,

при секретаре судебного заседания                   Хабибулиной Д.Г.,

    помощнике судьи                                              Михайловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фоминой Веры Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Фоминой Вероники Викторовны, Корытова Александра Андреевича, к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности, взыскании судебных расходов, -

УСТАНОВИЛ:

Фомина В.А., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Фоминой В.В., Корытова А.А., обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности, взыскании судебных расходов. Требования мотивировала тем, что с 21.10.2013 года они являются собственниками и постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, общей площадью 38 кв.м., на основании договора купли-продажи квартиры от 18.10.2013 года. С 30.10.2013 года зарегистрированы по указанному адресу.

В результате чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области в 2020 году дом попал в зону затопления, что привело к невозможности его дальнейшей эксплуатации.

28.03.2016 года заключением межведомственной комиссии, созданной постановлением главы мэрии города от 01.03.2006 № 118, об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, многоквартирный <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.

06.05.2016 года распоряжением мэрии города № 116 многоквартирный <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

В связи с чем, обследование дома на предмет признания его утраченным в результате чрезвычайной ситуации в 2020 году не проводилось.

Просят признать за Фоминой В.А., несовершеннолетними Фоминой В.В., Корытовым А.А. право на получение меры государственной поддержки для приобретения жилого помещения, в замен утраченного в результате ЧС возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО; обязать ОГБУ «МФЦ» обязанность включить Фомину В.А., Фомину В.В., Корытова А.А., в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчета площади жилого помещения – 38 кв.м.

Определением от 03.02.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО департамент финансов правительства ЕАО.

Определением от 01.04.2022 к производству суда приняты увеличенные исковые требования Фоминой В.А. о возложении на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области обязанности направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области сведения для включения жилого помещения по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, взыскать с мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» судебные расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей и на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей по 10 150 рублей с каждого, изменен процессуальный статус мэрии города МО «Город Биробиджан» с третьего лица на соответчика.

         Истица Фомина В.А. и её представитель истца Карчун Е.А. требования и доводы иска поддержали в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса и, заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Абзацем 7 п. 1 ст. 18 названного Федерального закона определено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением мэрии города от 18.08.2020 № 1221 на территории города Биробиджана с 18-00 час. 18.08.2020 органы управления и силы городского звена областной подсистемы РСЧС переведены в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации.

В подпунктах «а», «в» п. 3 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 N 525-рп (далее по тексту Порядок) определено, что право на получение выплаты имеют граждане:

           - являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

         - не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (п.4).

Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области (далее - Перечень).

В соответствие с п. 15 Порядка предоставления выплат, для осуществления выплат областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» формирует списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по форме согласно приложению № 2 Правил (далее - списки).

Акт обследования жилого помещения и (или) заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - заключение) межведомственной комиссии являются неотъемлемым приложением к спискам.

          ОГБУ МФЦ ОГБУ "МФЦ" на основании документов, предусмотренных пунктом 10 Порядка, в течение 7 рабочих дней принимает решение о предоставлении выплаты либо об отказе в предоставлении выплаты. В случае принятия решения об отказе в предоставлении выплаты ОГБУ "МФЦ" в течение 5 рабочих дней со дня принятия данного решения направляет гражданину письменное уведомление с обоснованием причин, послужившими основанием для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

В случае принятия решения о предоставлении выплаты ОГБУ "МФЦ" в течение 7 рабочих дней со дня принятия данного решения включает гражданина и (или) членов его семьи в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году, по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Из материалов дела установлено, что Фомина В.А., Фомина В.В. и Корытов А.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно справки ООО «УК «Новострой» № 196 от 09.02.2022 в данном жилом помещении на регистрационном учете состоят Фомина В.А., Корытов А.А. и Фомина В.В. с 30.10.2013 г.

В заключение межведомственной комиссии от 28.03.2016 № 116 указано, что при обследовании многоквартирного <адрес> в <адрес> установлено, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в вязи с физическим износом.

Свидетель ФИО8 суду пояснила, что во время ЧС 2020 г. в квартире стояла вода. После чего, прогнили подпорки, также УК заменяла балки, по стенам пошли трещины. В 2020 году дом пострадал очень сильно.

Свидетель ФИО9 суду пояснила, что во время ЧС 2020 г. вода стояла в подъезде и квартирах первого этажа, у Веры Анатольевны в квартире стояла вода с канализацией. Дом просел, фундамент ушел в землю, между полом и стенами образовались щели.

Оснований не доверять показаниям свидетелей суд не находит.

Из строительно - технического заключения № СТЗ-43/2021, составленного ООО «НТК Консалдинг групп Северо-Запад» 08.10.2021, следует, что при исследовании объекта недвижимости-жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, выявлены критические повреждения как несущих элементов, так и ненесущих элементов здания. Значительная агрессивность окружающей среды в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, в том числе в <адрес> сильно повлияло на естественный процесса старения, ускорило его, во время паводка резко ухудшилась атмосферная среда, грунтовая среда, биологическая среда, в результате разрушение конструкций произошло быстрее. Хотя жилой дом и имеет следы естественного износа, связанные с эксплуатацией дома, но критические повреждения и деформации конструкций и элементов здания возникли в результате ЧС в летне-осенний период 2020 года, интенсивного выпадения дождевых осадков и подъема поводковых вод, что привело к подмыванию основания фундамента и в последующем к нарушению целостности фундамента. При разрушении целостности фундамента произошли деформации стен и образование трещин. От повышенной влажности и сырости на полах и стенах появился грибок. Выявленные нарушения конструкций здания в результате ЧС в летне-осенний период 2020 года создают опасность для нахождения людей в доме, тем более для дальнейшего проживания.

Оснований не доверять данному заключению суд не находит, доказательств опровергающих выводы специалиста суду не представлено.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что жилое помещение № 3 по адресу: ЕАО, <адрес>, утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году.

Фомина В.А., Фомина В.В. и Корытов А.А. не имеют в собственности иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение мер государственной поддержки, установленных вышеназванными нормативно-правовыми актами, а также о необходимости возложения на мэрию МО «Город Биробиджан» ЕАО обязанность включить <адрес>, расположенную по адресу: ЕАО, <адрес>, в перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году, жилых помещений на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

          Пунктом 9 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, установлено, что размер выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.

Согласно представленным документам площадь спорного жилого помещения составляет 38 кв.м.

Таким образом, размер выплаты истцам должен осуществляться из расчета 38 кв.м.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе заявителя обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для заявителей. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению, принимая во внимание, что оно связано с социальными выплатами на приобретение жилого помещения, обусловленными чрезвычайной ситуацией природного характера.

Рассматривая требование о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из материалов дела следует, что истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, а также на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, вышеуказанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В пункте 19 постановления Пленума ВС РФ № 1 разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2017 № 86-КГ17-4 и от 12.07.2016 № 22-КГ16-5, под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.

Выражение несогласия ответчика с доводами истца путем направления возражений на иск, по смыслу приведенных норм и разъяснений, не является тем оспариванием прав истца, которое ведет к возложению на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов.

Если суд не установит факт нарушения ответчиком прав истца, в защиту которых он обратился в суд, либо оспаривания ответчиком защищаемых прав, то в таких случаях судебные издержки не подлежат возмещению за счет ответчика (определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 11.07.2017 № 305-КГ15-20332).

Поскольку удовлетворение заявленного иска не обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания прав истцов со стороны мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению судебных расходов, по мнению суда, не имеется.

В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Фоминой Веры Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Фоминой Вероники Викторовны, Корытова Александра Андреевича, к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности удовлетворить.

        Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области информацию о жилом помещении, расположенной по адресу: ЕАО, <адрес>, как о жилом помещении утраченном в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

        Признать за Фоминой Верой Анатольевной, Фоминой Вероникой Викторовной, Корытовым Александром Андреевичем право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

        Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» включить Фомину Веру Анатольевну, Фомину Веронику Викторовну, Корытова Александра Андреевича в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» выдать свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного помещения ФИО1, ФИО2, ФИО3, на состав семьи – три человека, из расчета площади жилого помещения - 38 кв.м.

        Решение подлежит немедленному исполнению.

        Требование о взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в суд <адрес> через Биробиджанский районный суд.

Судья                                                                                          И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-989/2022 ~ М-403/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомина Вера Анатольевна
Информация скрыта
Ответчики
Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
Другие
Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО
Департамент финансов правительства ЕАО
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Кривошеева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
10.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2022Подготовка дела (собеседование)
17.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2022Дело оформлено
15.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее