Дело № 5-1-429/2023
64RS0042-01-2023-008788-91
Постановление
(Энгельсский районный суд Саратовской области
Саратовская область город Энгельс улица Пушкина дом № 13 индекс 413100)
15 ноября 2023 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Агеева Е.Г.,
при секретаре Труфановой Е.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, -государственного автономного учреждения здравоохранения «Энгельская городская поликлиника №4» в лице Конкиной Д.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица государственного автономного учреждения здравоохранения «Энгельская городская поликлиника №4»
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 26 октября 2023 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки по федеральному государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности в отношении юридического лица государственного автономного учреждения здравоохранения «Энгельсская городская поликлиника №4» в период с 13 октября по 26 октября 2023 года по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, р.п. приволжский микр. Энгельс-19, ул. 8 квартал, д.5 помещение 1, установлено, что юридическое лицо, - государственное автономное учреждение здравоохранения «Энгельсская городская поликлиника №4» допустило грубое нарушение порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях.
ГАУЗ «Энгельсская городская поликлиника №4» (далее - ГАУЗ «ЭГП №4) имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 22.02.2017 №Л041-01020-64/00341893, предоставленную министерством здравоохранения Саратовской области, сроком действия - бессрочно.
Данной лицензией по адресу осуществления деятельности: Саратовская область, г. Энгельс, р.п. приволжский микр. Энгельс-19, ул. 8 квартал, д.5 помещение 1 предусмотрено выполнение различных работ (услуг), в том числе по онкологии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №909н (далее по тексту Порядок №909н).
В соответствии с Порядком №116н врач-онколог первичного онкологического пациента в течение одного дня с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биологического материала для онкологического исследования и (или) биопсийного (операционного) материала и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение), а также организует выполнение иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания. В случае невозможности взятия в медицинской организации, в составе которой организован центр амбулаторной онкологической помощи (первичный онкологический кабинет), биопсийного (операционного) материала, или проведения иных диагностических исследований пациент направляется врачом-онкологом в онкологический диспансер (онкологическую больницу), медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. Вместе с тем, в ходе анализа первичной медицинской документации ГУЗ «ЭГП №4» установлено, что врачом-онкологом первичного онкологического кабинета ГУЗ «ЭГП №4» не было организовано направление пациента в онкологический диспансер для взятия биологического материала для цитологического исследования и (или) биопсийного (операционного) материала в течение одного дня с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (медицинская карта амбулаторного больного Ч.С.Н.№11/004400).
Кроме того, установлено, что по результатам осмотра врачом-онкологом ГУЗ «ЭГП №4» 24.08.2023 пациентке было рекомендовано проведение обследования и явка 07.09.2023 с результатами обследования, однако пациентке не было оформлено направление в ГУЗ «ОКОД» для проведения биопсии. Биопсия левой молочной железы проведена в ГУЗ «ОКОД» 07.09.2023 через две недели после первичного обращения к врачу-онкологу первичного онкологического кабинета ГУЗ «ЭГП №4».
Также в нарушение ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в ГУЗ «ЭГП №4».не обеспечен в необходимом объеме внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности организован на основании приказа ГУЗ "ЭГП №4" «Об организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГУЗ "ЭГП №4"» от 09.01.2023 № 109-од. Однако, состав комиссии своевременно не обновляется и на момент проверки должность председателя комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности не соответствует утвержденному положением.
В нарушение п.9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» мероприятия по оценке качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, её структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок осуществляются формально.
В нарушение п. 11 Требований к организации и проведению внутреннего контроля, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н руководителем медицинской организации целевые (внеплановые) проверки при наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации осуществляются формально.
При анализе Акта целевой (внеплановой) проверки по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности ГУЗ «ЭГП №4» от 16.01.2023 №1 установлено, что работа по качеству оказания медицинской помощи в ГУЗ «ЭГП №4», в м числе и работа онкологической службы признана удовлетворительной, однако комиссией не были проанализированы случаи поздней диагностики злокачественных новообразований, причины выявляемости ЗНО на 3-4 стадии, не определены конкретные меры по устранению выявленной дефектуры, что с высокой степенью вероятности может привести к риску причинения вреда жизни и здоровью пациентов.
Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ГУЗ «ЭГП №4» предусмотрена организация мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний, однако в рамках целевой проверки план мероприятий на 2023 год не разработан, что свидетельствует о формальном подходе к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В ходе внеплановой проверки ГУЗ «ЭГП №4» по федеральному государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности в связи со снижением выявленных на ранних стадиях (I-II стадии) злокачественных новообразований на 3% за год, определенных как индикатор риска нарушения обязательных требований, были установлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Приказ Минздрава РФ от 19.02.2021 № 116н, что свидетельствует о недостаточной работе в ГУЗ «ЭГП №4» врачебной комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения обязательных требований.
В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - государственного автономного учреждения здравоохранения «Энгельская городская поликлиника №4» в лице Конкиной Д.В. вину Учреждения признала. Представила письменные пояснения по делу. Просила применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменить административный штраф на предупреждение, а в случае невозможности, в силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и, дав им оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ прихожу к следующему.
Судом установлено, что ГАУЗ «ЭГП № 4» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 22.02.2017 №Л041-01020-64/00341893, предоставленную министерством здравоохранения Саратовской области, сроком действия - бессрочно.
Данной лицензией по адресу осуществления деятельности: Саратовская область, г. Энгельс, р.п. приволжский микр. Энгельс-19, ул. 8 квартал, д.5 помещение 1 предусмотрено выполнение различных работ (услуг), в том числе по онкологии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №909н (далее по тексту Порядок №909н).
В соответствии с Порядком №116н врач-онколог первичного онкологического пациента в течение одного дня с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биологического материала для онкологического исследования и (или) биопсийного (операционного) материала и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение), а также организует выполнение иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания. В случае невозможности взятия в медицинской организации, в составе которой организован центр амбулаторной онкологической помощи (первичный онкологический кабинет), биопсийного (операционного) материала, или проведения иных диагностических исследований пациент направляется врачом-онкологом в онкологический диспансер (онкологическую больницу), медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. Вместе с тем, в ходе анализа первичной медицинской документации ГУЗ «ЭГП №4» установлено, что врачом-онкологом первичного онкологического кабинета ГУЗ «ЭГП №4» не было организовано направление пациента в онкологический диспансер для взятия биологического материала для цитологического исследования и (или) биопсийного (операционного) материала в течение одного дня с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (медицинская карта амбулаторного больного Ч.С.Н.№11/004400).
Кроме того, установлено, что по результатам осмотра врачом-онкологом ГУЗ «ЭГП №4» 24.08.2023 пациентке было рекомендовано проведение обследования и явка 07.09.2023 с результатами обследования, однако пациентке не было оформлено направление в ГУЗ «ОКОД» для проведения биопсии. Биопсия левой молочной железы проведена в ГУЗ «ОКОД» 07.09.2023 через две недели после первичного обращения к врачу-онкологу первичного онкологического кабинета ГУЗ «ЭГП №4».
Также в нарушение ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в ГУЗ «ЭГП №4».не обеспечен в необходимом объеме внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности организован на основании приказа ГУЗ "ЭГП №4" «Об организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГУЗ "ЭГП №4"» от 09.01.2023 № 109-од. Однако, состав комиссии своевременно не обновляется и на момент проверки должность председателя комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности не соответствует утвержденному положением.
В нарушение п.9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» мероприятия по оценке качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, её структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок осуществляются формально.
В нарушение п. 11 Требований к организации и проведению внутреннего контроля, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н руководителем медицинской организации целевые (внеплановые) проверки при наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации осуществляются формально.
При анализе Акта целевой (внеплановой) проверки по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности ГУЗ «ЭГП №4» от 16.01.2023 №1 установлено, что работа по качеству оказания медицинской помощи в ГУЗ «ЭГП №4», в м числе и работа онкологической службы признана удовлетворительной, однако комиссией не были проанализированы случаи поздней диагностики злокачественных новообразований, причины выявляемости ЗНО на 3-4 стадии, не определены конкретные меры по устранению выявленной дефектуры, что с высокой степенью вероятности может привести к риску причинения вреда жизни и здоровью пациентов.
Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ГУЗ «ЭГП №4» предусмотрена организация мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний, однако в рамках целевой проверки план мероприятий на 2023 год не разработан, что свидетельствует о формальном подходе к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В ходе внеплановой проверки ГУЗ «ЭГП №4» по федеральному государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности в связи со снижением выявленных на ранних стадиях (I-II стадии) злокачественных новообразований на 3% за год, определенных как индикатор риска нарушения обязательных требований, были установлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Приказ Минздрава РФ от 19.02.2021 № 116н, что свидетельствует о недостаточной работе в ГУЗ «ЭГП №4» врачебной комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения обязательных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, к лицензионным требованиям относится:
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи (подпункт "а" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности);
-соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт «б» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, нарушения пп. «а» и «б» п.6 отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
За осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 19.20. КоАП РФ.
Представленными административным органом документами подтвержден факт несоблюдения юридическим лицом лицензионных требований.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В качестве обстоятельства смягчающего наказание суд учитывает признание вины, принятие мер к устранению нарушений, факт привлечения к административной ответственности впервые.
Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц ответственность в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, с учетом положений части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется, поскольку ввиду грубого несоблюдения лицензионных требований могла возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Учитывая, что ГУЗ «ЭГП №4» является бюджетным учреждением, некоммерческой организацией, тот факт, что в настоящее время приняты меры к устранению нарушений, суд считает возможным применить ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ГУЗ «ЭГП №4» административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в размере 75 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.11, 30.1-30.3 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №4», ░░░░ 1026401976908, ░░░ 6409001924, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░-19, ░░. 8 ░░░░░░░, ░.5 ░░░░░░░░░ 1, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 19.20 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 75000 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░ № 03100643000000016000 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░// ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░ 016311121, ░░░░. ░░░░ № 40102810845370000052, ░░░░░ 63701000, ░░░ 06011601191010020140, ░░░ - 0.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░