Дело № 2-436/2020
55RS0008-01-2020-000511-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2020 года с. Азово Омская область
Азовский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Кулешова А.А.,
при секретаре Грановской Л.Б.,
с участием помощника судьи Амержановой А.А., которая осуществляла подготовку и организацию судебного процесса,
представителя истца помощника прокурора Азовского немецкого национального района Омской области Богатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Азовского немецкого национального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сегизбайская ООШ» о приведении в соответствие с требованиями СанПиНа в кабинете информатики рабочих мест ( стационарных компьютерных одноместных столов ),
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора района обратился в суд с иском к МБОУ «Сегизбайская ООШ» об обязании оборудовать расположенные в кабинете информатики рабочие места со стационарными компьютерами одноместными столами, предусматривающими – две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения компьютера с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая- для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15? с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15?); опору поверхностей для компьютера и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети; а так же без ящиков, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности образовательного учреждения, в ходе которой установлено, что в кабинете информатики образовательного учреждения имеются рабочие места для занятий на стационарных компьютерах. Однако в нарушение требований законодательства данные рабочие места не оборудованы одноместными столами с плавной регулировкой по высоте горизонтальной поверхности для размещения компьютера и для клавиатуры, а также стояком, являющимся опорой поверхности для компьютера и для клавиатуры и предназначенным для провода электропитания и кабеля локальной сети. В следствии чего .... прокурором района в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства. Однако по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения федерального законодательства не устранены. Просит обязать МБОУ «Сегизбайская ООШ» оборудовать рабочие места в кабинете информатики согласно требований СанПиН 2.22.2/2.4.1340-03; взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Богатова Н.А. исковые требования уточнила в части обязания общеобразовательного учреждения привести в соответствие с требованиями СанПиНа рабочие места в кабинете информатики, пояснив, что при закупке школьного оборудования – компьютерных одноместных столов, никто не брал во внимание вышеуказанные требования. Модели, соответствующие требованиям СанПиНа были и есть в продаже, данный вопрос прокуратурой района изучался.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, надлежаще извещены. Представлено заявление о рассмотрении дела без его участия. По заявленным требованиям даны пояснения, содержащие согласие с иском, а так же ссылку на раздел 9 п.9.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 13 июня 2003 год, в котором указано, что конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Исходя из требований П.ll.2. СанПиНа ответчиком был изучен рынок предложений по данному товару. Установлено, что компьютерных столов, соответствующих данным требованиям СанПиНа в производстве нет. Были направлены запросы коммерческого предложения с указанием всех позиций в Учколлектор. ИП ЗЯЯ, Книготорговая компания «Сфера». Коммерческое предложение было предоставлено ИП ЗЯЯ, но в характеристике отсутствует позиция по опоре поверхностей для пэвм или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится про вода электропитания и кабёль локальной сети. После проведения имеющихся предложений при средней ценовой политике от 3 000,00 до 4 000,00 рублей, модель для приобретения в учебное заведение была согласована с представителем прокуратуры района и представителем Роспотребнадзора. Представителем ответчика так же дано заверение в намерении приобрести соответствующую модель стола, отвечающую требованиям СанПиН. Кроме того, в связи со сложным финансовым положением, просит не взыскивать расходы на оплату государственной пошлины и установить срок для исполнения решения суда до .....
Представитель третьего лица Комитета по образованию Азовского ННР Омской области в судебное заседание не прибыл. Просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не прибыл. Извещены надлежаще.
Представитель третьего лица администрации Азовского ННМР Омской области в судебное заседание не прибыл. Просит рассмотреть дело без его участия.
Выслушав доводы истца, рассмотрев заявление представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
При этом реализация указанного права невозможна без обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Цели конкретизации конституционно закрепленного права на охрану здоровья в данной сфере служит Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 2 которого определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Кроме того, устройство и содержание образовательного учреждения должно отвечать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральным законом от .... № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 (далее по тексту – Положение).
Из представленной лицензии, выданной Министерством по образованию Омской области, следует, что МБОУ «Сегизбайская ООШ» настоящая лицензия предоставлена на осуществление образовательной деятельности.
Согласно подпункту «б» пункта 6 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. (п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012).
В соответствии с п. 2. ст. 4 Федерального Закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
П. 5.9 СанПин 2.4.2.2821-10 обязывает оборудовать кабинеты информатики в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» утверждены от 03.06.2003 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», которые в соответствии с п. 1.4 определяют санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых в том числе в обучении.
Из п.п. 11.1-11.2 СанПиН 2.22.2/2.4.1340-03 следует, что помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.
Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15° с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15°); ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм; опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног; отсутствие, ящиков; увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.
В ходе проведенной в июне 2020 года прокуратурой района проверки установлено, что в здании МБОУ «Сегизбайская ООШ» имеются рабочие места для занятий на стационарных компьютерах. Однако в нарушение требований законодательства данные рабочие места не оборудованы одноместными столами с плавной регулировкой по высоте горизонтальной поверхности для размещения компьютера и для клавиатуры, а также стояком, являющимся опорой поверхности для компьютера и для клавиатуры и предназначенным для провода электропитания и кабеля локальной сети.
Прокуратурой Азовского немецкого национального района Омской области в целях устранения выявленных нарушений 17.06.2020 года в адрес МБОУ «Сегизбайская ООШ» внесено представление. Однако в результате контрольной проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении не устранены.
Допущенные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащей организации деятельности образовательного учреждения в части обеспечения безопасности условий обучения и воспитания обучающихся.
Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» (далее - Закон № 131) предусматривает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Отсутствие у администрации муниципального образования обязанности по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, принятых решением законодательного органа муниципального образования о бюджете на соответствующий финансовый год не освобождает от исполнения установленных законом обязательств по обеспечению содержания образовательных учреждений.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, нарушаются государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. Фактическое бездействие в отношении своевременного финансирования образовательного учреждения может повлечь за собой причинение вреда здоровью несовершеннолетних иных лиц.
Суд не может принять во внимание доводы об отсутствии своевременного финансирования, как обстоятельство, освобождающее от исполнения возложенных законом обязанностей.
При наличии установленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом характера заявленных требований, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, суд считает необходимым предоставить срок до ...., который является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать МБОУ «Сегизбайская ООШ» устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения охраны здоровья обучающихся и иных лиц в срок до ...., а именно:
- привести в соответствие с требованиями СанПиНа расположенные в кабинете информатики рабочие места со стационарными компьютерными одноместными столами, предусмотрев две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения компьютера с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая- для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15? с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15?); опору поверхностей для компьютера и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети; а так же без ящиков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Кулешов