05RS0031-01-2023-002411-37
Дело №2-2654/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 05 мая 2023 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре Акаевой А.М.,
с участием истца Исмаилова Н.С.,
ответчика – Исмаиловой Р.А.
ответчика - Таибовой З.Н., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Таибова М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмаилова ФИО11 к Исмаиловой ФИО12, Таибовой ФИО13 и Таибову ФИО15 ФИО14 о признании недействительным договор дарения жилого помещения и прекращении права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Исмаилов Н.С. обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО5 и ФИО3 о признании недействительным договор дарения жилого помещения и прекращении права собственности на жилое помещение.
В обосновании исковых требований указано, что между ФИО2 и ФИО5 действующая от имени несовершеннолетнего ребенка: гр. ФИО3 заключен договор дарения жилого помещения от «20» августа 2022 г. (далее — Договор). По Договору ФИО2 (даритель) безвозмездно передала ФИО3 (одаряемому) в собственность квартиру, расположенную по адресу: Россия, <адрес>, «т», <адрес>, (далее — Квартира). Квартира принадлежала Истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, N 05-05/001-05/140/010/2016-4541/1, выданной «23» мая 2016 <адрес> права собственности на Квартиру от ФИО2 к ФИО3 был зарегистрирован в Управлении Росреестра <адрес>, «26» августа 2022 г. В настоящее время титульным собственником Квартиры является ФИО3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N №-05/184/2022-2, выданной «26» августа 2022 г. На государственную регистрацию перехода права собственности квартиры не было представлено согласие истца ФИО4. Квартира приобреталась во время брака на общие деньги и является общим имуществом. Таким образом, истец не был в курсе заключения договора дарения квартиры между его супругой ФИО2 и ФИО3, а так же о регистрации перехода права собственности квартиры.
В связи с чем, просит признать недействительным Договор дарения жилого помещения заключённого между ФИО2 и ФИО5 действующей от имени несовершеннолетнего ребенка: гр. ФИО3 «20» августа 2022 г. и прекратить право собственности ФИО3 на Квартиру расположенную по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером: № и возвратить Квартиру расположенную по адресу: Россия, <адрес>, «т», <адрес>, с Кадастровым номером: № в собственность ФИО2.
В судебном заседании истец - Исмаилов Н.С. исковые требования поддержал, иск просил удовлетворить по изложенным в нем доводам.
В судебном заседании ответчик Исмаилова Р.А. исковые требования признала, сообщила об осведомленности последствий признания иска, исковые требования просила удовлетворить.
В судебном заседании ответчик – Таибова З.Н. действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ответчика – Таибова М.Р. исковые требования признала, сообщила об осведомленности последствий признания иска, исковые требования просила удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п.п.1-3 ст.253 ГК РФ, участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.
Согласно ч.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Частью 2 ст.166 ГК РФ установлено, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. (ч.3 ст.166 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (ч.2 ст. 34 СК РФ).
Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (ч.3 ст. 34 СК РФ).
В соответствии со ст.35 СК РФ, владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки, по правилам статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст.173.1 ГК РФ, сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе. Законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность (ч.1 ст.173.1 ГК РФ). Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица или такого органа (ч.2 ст.173.1 ГК РФ). Лицо, давшее необходимое в силу закона согласие на совершение оспоримой сделки, не вправе оспаривать ее по основанию, о котором это лицо знало или должно было знать в момент выражения согласия (ч.3 ст.173.1 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 20.08.2022 между Исмаиловой Р.А. и Таибовой З.Н., действующей в интересах Таибова М.Р. заключен договор дарения, согласно которому Исмаилова Р.А. дарит Тибову М.Р., принадлежащую ей на праве собственности квартиру с к/н №, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>
Из материалов дела также следует, что право собственности Исмаиловой Р.А. на указанную квартиру возникло 23.05.2016, что подтверждается свидетельством о гос.регистрации права №288599 от 23.05.2016.
Между тем, судом установлено и не оспаривается сторонами, что указанная квартира была приобретена Исмаиловой Р.А. в период брака с Исмаиловым Н.С. и без его согласия отчуждена Таибову М.Р.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками.
Принимая во внимание изложенное, суд находит доводы истца обоснованными и нашедшими свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Разрешая спор по существу, суд также принимает во внимание признание ответчиками исковых требований и осведомленность последствий признания иска.
В соответствие с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд считает, что признание исковых требований ответчиком подлежат принятию судом, поскольку не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц. Заявленные требования согласуются с представленными в материалы дела доказательствами, и свидетельствуют о своей обоснованности.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Обсудив заявленное ответчиком признание исковых требований, учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска, что в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ является основанием для вынесения по делу решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Исмаилова ФИО16, удовлетворить.
Признать недействительным Договор дарения жилого помещения заключённого между ФИО2 и ФИО5 действующей от имени несовершеннолетнего ребенка: гр. ФИО3 «20» августа 2022 г.
Прекратить право собственности ФИО3 на Квартиру расположенную по адресу: Россия, <адрес> <адрес>, с кадастровым номером: № и возвратить Квартиру расположенную по адресу: Россия, <адрес>, с Кадастровым номером: № в собственность ФИО2.
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2023 года.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 10 мая 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>