Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5578/2024 (2-18515/2023;) ~ М-18676/2023 от 13.12.2023

К делу №2-5578/2024

УИД 23RS0041-01-2023-023080-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(заочное)

25 апреля 2024 года                                                                                               г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи                                       Бровцевой И.И.,

при секретаре                                                                    Бреус Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к Макаренко Геннадию Леонидовичу об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Прикубанского административного округа г. Краснодара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Макаренко Г.Л. об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование требований указано, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в Прикубанском округе города Краснодара, осуществляется незаконная деятельность по обращению с отходами, а именно: размещение и складирование отходов (накопление и хранение) в отсутствие законных оснований для этого. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.11.2023, правообладателем объекта недвижимости — земельного участка с кадастровым номером является Макаренко Г.Л. Однако собственником не обеспечено выполнение мероприятий по приведению земельного участка с кадастровым номером в надлежащее санитарное состояние, мероприятия по рекультивации нарушенных земель в соответствии и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» также не реализованы, не предотвращена деградация земель и не восстановлено их плодородие. Санитарное состояние земельного участка с кадастровым номером характеризуется как крайне неудовлетворительное. Проверка показала, что Макаренко Г.Л. не принимает мер по исполнению требований федерального, регионального и местного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду. Просит суд признать незаконными действия Макаренко Г.Л.по использованию земельного участка с кадастровым номером с нарушением норм природоохранного, санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства и законодательства в области пожарной безопасности, обязать Макаренко Г.Л. устранить допущенные нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства и законодательства в области пожарной безопасности, путём сбора и вывоза отходов, размещённых на земельном участке с кадастровым номером .

Помощник прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара Ким Н.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Ответчик в зал судебного разбирательства не явился, хотя о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.

В соответствии с п.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая изложенное, а также согласие представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Прикубанского административного округа города Краснодара проверки информации, поступившей из администрации муниципального образования город Краснодар о нарушениях требований действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на земельном участке с кадастровым номером , выявлены нарушения действующего законодательства об отходах производства и потребления, в связи с несанкционированным размещением отходов на земельном участке с кадастровым номером .

Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в Прикубанском округе города Краснодара, осуществляется незаконная деятельность по обращению с отходами, а именно: размещение и складирование отходов (накопление и хранение) в отсутствие законных оснований для этого, что подтверждается актом выездного обследования, протоколом осмотра и иными документами Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, составленной и подписанной государственным инспектором.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.11.2023, правообладателем объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером является Макаренко Г.Л.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

На основании ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно части 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 и введенный в действие с 01.03.2021, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Данный СанПиН является обязательным для исполнения юридическими лицами (п. 1).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять региональный государственный экологический надзор, орган местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам (п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003).

Вышеуказанное свидетельствует о взаимообусловленности приведённых областей законодательства и исчерпывающей урегулированности правоотношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. При этом хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Как указано в ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

В силу положений ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

В соответствии с пп. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с указанным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ определено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании и обращению с отходами производства и потребления.

Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет, связанный с осуществлением деятельности по обращению с отходами в отсутствие разрешительной документации.

Сведения об объектах размещения отходов, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером в ГРОРО отсутствуют.

В территориальной схеме обращения с отходами Краснодарского края и федеральной территории «Сириус», утверждённой Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 07.07.2023 № 332 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края и федеральной территории «Сириус» (далее - Территориальная схема обращения с отходами Краснодарского края) объект размещения отходов, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , также не значится.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания вышеуказанного земельного участка несёт Макаренко Г.Л.

Вместе с тем, собственником не обеспечено выполнение мероприятий по приведению земельного участка с кадастровым номером в надлежащее санитарное состояние, мероприятия по рекультивации нарушенных земель в соответствии и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» также не реализованы, не предотвращена деградация земель и не восстановлено их плодородие. Санитарное состояние земельного участка с кадастровым номером характеризуется как крайне неудовлетворительное.

Таким образом, негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ), что влечет угрозу населению, а также объектам животного мира. При этом вопреки указанным требованиям закона земельный участок с кадастровым номером , используемый в настоящее время на праве собственности Макаренко Г.Л. для размещения отходов, ни в ГРОРО, ни в Территориальную схему обращения с отходами не включен, разрешительная документация на размещение отходов у хозяйствующего субъекта отсутствует, что является причиной невозможности эксплуатации места размещения отходов по назначению.

Помимо указанных обстоятельств, в действиях и(или) бездействии Макаренко Г.Л. усматриваются нарушения п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в которых указано что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Таким образом, в нарушение ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Макаренко Г.Л. не выполняет обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.

Кроме того, в действиях и(или) бездействии Макаренко Г.Л. усматриваются признаки нарушения п. 36 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52, который предписывает, что на территории муниципального образования город Краснодар запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости, рекультивацию земельного участка.

Своими действиями Макаренко Г.Л. нарушил нормы природоохранного законодательства при осуществлении деятельности, которая причиняет вред окружающей среде и угрожает новым вредом, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░:

2-5578/2024 (2-18515/2023;) ~ М-18676/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Прикубанского административного округа г.Краснодара
Ответчики
Макаренко Геннадий Леонидович
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Бровцева Ирина Игоревна
Дело на сайте суда
krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru
13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.06.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее