Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-478/2023 ~ М-364/2023 от 13.02.2023

УИД 43RS0017-01-2023-000346-10

Дело № 2-478/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 13 марта 2023г.

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,

при секретаре Мурашкиной А.В.,

с участием помощника прокурора Елькина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-478/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в защиту социальных прав ФИО1, к Министерству финансов *** о возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в защиту социальных прав ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству финансов ***, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» о возмещении убытков.

В обоснование требований указано, что как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, ФИО1 имела право на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением, в связи с чем, в настоящее время имеет право на возмещение убытков, которые возникли по вине ответчика Министерства финансов *** в связи с невыплатой компенсации за переплату за жилье, отопление и освещение. Просил взыскать с ответчиков за счет средств казны субъекта РФ - *** в пользу ФИО1 убытки в размере 54540,22 руб.

Определением Кирово-Чепецкого районного суда *** от *** производство по делу в части исковых требований к ответчику КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» о возмещении убытков прекращено ввиду отказа прокурора от требований в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 требования иска, предъявляемые к ответчику - Министерству финансов ***, уточнил, уменьшив их, просил взыскать с Министерства финансов *** за счет средств казны субъекта РФ «***» в пользу ФИО1 убытки в сумме 49875, 46 руб.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, уточненные требования иска, предъявляемые к ответчику - Министерству финансов ***, поддерживает.

Ответчик - Министерство финансов *** ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили возражения на иск, в которых указано, что правом на компенсацию обладают лица, пользовавшиеся льготой до 01.01.2005г., которые одновременно работали и проживали в сельской местности, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2005 согласно п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы.

Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Как следует из ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.

Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом. При изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ).

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

В силу п.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.

Из анализа указанных правовых норм следует, что юридически значимым обстоятельством для дела является выяснение обстоятельства пользования истцом, как медицинским работником государственного медицинского учреждения, льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до 01.01.2005.

В судебном заседании установлено, что *** ФИО1 принята на работу на должность медсестры инфекционного отделения Просницкой участковой больницы на период отпусков основных работников, *** – переведена на должность медсестры детского отделения по производственной необходимости, *** – уволена с работы согласно ст. 31 КЗоТ РФ (личное желание). *** принята на работу в Просницкую участковую больницу на должность медсестры детского отделения временно на период отпусков основных работников, *** переведена медсестрой инфекционного отделения, *** переведена на должность медсестры терапевтического отделения стационара, *** переведена на должность медсестры детского отделения по производственной необходимости. *** областное государственное учреждение здравоохранения «Просницкая участковая больница» переименовано в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Просницкая участковая больница». *** ФИО1 переведена на должность фельдшера поликлиники, *** переведена на должность постовой медсестры детского отделения стационара, *** переведена на должность медсестры палатной терапевтического отделения стационара, *** переведена на должность медсестры палатной детского отделения. МАЛПУ «Просницкая участковая больница» *** реорганизовано путем присоединения в муниципальное автономное лечебно-профилактическое учреждение «Кирово-Чепецкая центральная районная больница (МАЛПУ «Кирово-Чепецкая ЦРБ»), филиал «Просницкая участковая больница». *** МАЛПУ Кирово-Чепецкая ЦРБ», филиал «Просницкая участковая больница» переименовано в Кировское областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» структурное подразделение, расположенное на ж.д. ***. *** Кировское областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» переименовано в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кирово-Чепецкая центральная районная больница». *** КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» переименовано в Просницкую участковую больницу *** государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кирово-Чепецкая центральная районная больница». *** ФИО1 переведена в Просницкой участковой больнице в стационар на должность медицинской сестры палатной, *** присвоена первая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело». Просницкая участковая больница с *** переименована в Просницкое терапевтическое отделение стационара, которое с *** переименовано в терапевтическое отделение стационара на ж.д. ***. *** ФИО1 переедена в отделение для лечения больных с новой короновирусной инфекцией COVID-19 стационара на ж.д. *** на должность медицинской сестры палатной. *** переведена в терапевтическое отделение стационара на ж.д. *** на должность медицинской сестры палатной. В указанной должности (медицинской сестры палатной стационара) ФИО1 работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки АТ-VIII ***, выданной ***.

Таким образом, ФИО1 со *** по настоящее время является медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, имела перерыв в работе с *** по ***.

В настоящее время истец работает в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ в терапевтическом отделении стационара на ж.д. ***, которое расположено на территории Просницкого сельского поселения, проживает и зарегистрирована по адресу: ***, ж/д ***Б, ***.

ФИО1 пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением до ***.

За период с *** по *** ФИО1 выплачена компенсация в размере 9426 руб., что подтверждается справкой КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ».

Согласно уточненному расчету истца разница между выплаченными ФИО1 денежными средствами, на которые она имела право, и реально выплаченными ей денежными средствами за 2022 год составила 49 875, 46 руб.

С *** МАЛПУ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» перешла в собственность *** департамента здравоохранения *** и именуется в настоящее время как Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кирово-Чепецкая центральная районная больница».

Факт пользования истцом льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением до *** установлен имеющимися в материалах дела документами: копией трудовой книжки, копией свидетельства о праве собственности, выписками из лицевых счетов, справками КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница», справкой МУП ЖКХ «Конып».

Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на ***, должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время.

Сумма переплаты за жилье, отопление и освещение, внесенная ФИО1 за период с января 2022 года по декабрь 2022 года, составляет 49 875, 46 руб., и в соответствии со ст. 15 ГК РФ является ее убытками, которые возникли по вине ответчика Министерства финансов *** в связи с выплатой компенсации в меньшем размере.

На основании ст. 16 ГК РФ указанные убытки подлежит взысканию с ответчика Министерства финансов *** за счёт средств бюджета ***, поскольку на их финансировании находится КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» с ***.

Оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд считает, что уточненные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах ФИО1 о взыскании убытков за период с январь-декабрь 2022 года обоснованы, подлежат взысканию за счет средств бюджета *** в размере 49 875, 46 руб.

Принимая во внимание, что согласно пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым.. . судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), соответственно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов *** за счет средств казны субъекта РФ «***» в пользу ФИО1 убытки в сумме 49 875 руб. 46 коп.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд *** в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Аксенова Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2023 года.

2-478/2023 ~ М-364/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пегушина Елена Леонидовна
Кирово-Чепецкий городской прокурор
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ"
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Аксенова Е.Г.
Дело на странице суда
kirovochepetcky--kir.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее