Дело № 5-2863/2021
64RS0043-01-2021-006984-83
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
15.10.2021 года г.Саратов
Судья Волжского районного суда г. Саратова Титова А.Н., при помощнике Чернове В.А., с участием защитника юридического лица МУПП «Саратовгорэлектротранс» по доверенности Ермошиной Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУПП «Саратовгорэлектротранс»,
установил:
03.08.2021 года в 10.00 часов юридическое лицо МУПП «Саратовгорэлектротранс» не исполнило предписание Управления по охране объектов культурного наследия Правительства области №1 от 01.03.2021 года, не приняло меры по демонтажу и организации переноса шести растяжек контактной сети троллейбусных маршрутов с наружных стен фасада здания объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XVIII в., 1813 г.», кадастровый номер 64:48:010347:68, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.5 ч.18 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности вину юридического лица в совершении правонарушения не признала, однако пояснила, что в настоящий момент разработан проект по переносу растяжек контактной сети.
Выслушав защитника юридического лица, исследовав в судебном заседании доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст.26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Исходя из содержания данной нормы, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 22.01.2021 года на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и его систематического наблюдения от 18.01.2021 года №3, сотрудниками отдела государственного надзора и контроля Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области проведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XVIII в., 1813 г.», расположенного по адресу: г.Саратов, Волжский район, ул.Лермонтова, д.34. Согласно Указа Президента РФ от 20.02.1995 года №176 указанный дом является объектом культурного наследия федерального значения с регистрационным номером 641410045500006. В ходе осмотра установлено, что на главном фасаде объекта культурного наследия расположены растяжки контактной сети троллейбусных маршрутов в отсутствие разрешения на их установку. Согласно заключению ФАУ «Главгосэкспертиза России», крепление к стенам растяжек контактной сети троллейбусных маршрутов и иного оборудования приводит к ухудшению состояния объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XVIII в., 1813 г.», расположенного по адресу: г.Саратов, Волжский район, ул.Лермонтова, д.34. В адрес МУПП «Саратовгорэлектротранс» 22.01.2021 года направлялось письмо №01-19/180 об устранении выявленных нарушений, также предписание №1 от 01.03.2021 года с требованием принять меры по демонтажу и организации переноса шести растяжек контактной сети троллейбусных маршрутов с наружных стен фасада здания объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XVIII в., 1813 г.». В связи с отсутствием информации об исполнении требований, 03.08.2021 года в 10.00 часов на основании задания на проведение мероприятий по контролю за исполнением предписания №75 от 21.07.2021 года, проведена проверка исполнения предписания №1 от 01.03.2021 года, в ходе которой установлено, что юридическим лицом МУПП «Саратовгорэлектротранс» не приняты меры по демонтажу и организации переноса шести растяжек контактной сети троллейбусных маршрутов с наружных стен фасада здания объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XVIII в., 1813 г.», кадастровый номер 64:48:010347:68, что послужило основанием для составления в отношении МУПП протокола об административном правонарушении №14 от 13.09.2021 года по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 18 ст. 19.5 HYPERLINK "https://sudact.ru/law/koap/razdel-ii/glava-19/statia-19.5.1/" \t "_blank" \o "КОАП > Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму"КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Объектом указанного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований).
Объективная сторона административного правонарушения заключается в бездействии либо осуществлении действий, направленных на невыполнение законного предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», должностные лица органов охраны объектов культурного наследия наделены правом проведения проверок объектов культурного наследия, земельных участков в зонах охраны таких объектов, выдачи в установленном законодательством Российской Федерации порядке предписаний в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Как следует из предписания №1 от 01.03.2021 года юридическому лицу МУПП «Саратовгорэлектротранс» предписывалось в срок до 02.08.2021 года принять меры по демонтажу и организации переноса шести растяжек контактной сети троллейбусных маршрутов с наружных стен фасада здания объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XVIII в., 1813 г.», кадастровый номер №.
Само предписание вынесено законно и обоснованно: в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом и содержит конкретные требования об устранении выявленных нарушений Федерального закона, МУПП «Саратовгорэлектротранс» оспорено не было, незаконным либо недействительным не признавалось.
Требования о демонтаже растяжек контактной сети троллейбусных маршрутов с наружных стен фасада здания объекта культурного наследия, содержащиеся в предписании, сформулированы в соответствии с положениями Федерального закона, направлены на недопущение ухудшения состояния объекта культурного наследия, является исполнимым, МУПП «Саратовгорэлектротранс» предоставлен достаточный и разумный срок для его выполнения, однако МУПП данные требования в установленный срок не исполнило.
В установленный срок, т.е. до 02.08.2021 года МУПП «Саратовгорэлектротранс» предписание не выполнило.
Положениями ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное бездействие юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Действия МУПП «Саратовгорэлектротранс» суд квалифицирует по ч.18 ст. 19.5 HYPERLINK "https://sudact.ru/law/koap/razdel-ii/glava-19/statia-19.5.1/" \t "_blank" \o "КОАП > Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму"КоАП РФ как невыполнение юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
При назначении наказания суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое, в основном, субсидируется бюджетными средствами и имеет значительную кредиторскую задолженность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Изучение обстоятельств правонарушения, данных об имущественном и финансовом положении юридического лица, приводят суд к убеждению, что наказание МУПП «Саратовгорэлектротранс» должно быть назначено в виде административного штрафа, при этом его размер суд определяет, исходя из степени вины правонарушителя, последствий совершённого правонарушения, в соответствии с принципами индивидуализации ответственности, справедливости и соразмерности наказания.
Санкцией ч. 18 ст. ст. 19.5 HYPERLINK "https://sudact.ru/law/koap/razdel-ii/glava-19/statia-19.5.1/" \t "_blank" \o "КОАП > Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму"КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено минимальное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, однако характер и обстоятельства совершённого административного правонарушения, период совершения, что оно совершено впервые, его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяют суду признать данные обстоятельства исключительными и в соответствии с ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
При этом доводы юридического лица о малозначительности совершенного правонарушения подлежат отклонению в силу следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи https://sudact.ru/law/koap/razdel-i/glava-4/statia-4.1/ РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершение же правонарушения в отношении объекта культурного наследия федерального значения, представляющего собой уникальную ценность, признаков малозначительности не содержит, в связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать юридическое лицо - МУПП «Саратовгорэлектротранс», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Штраф подлежит оплате в Межрегиональное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540), ИНН 7705851331, КПП 770301001, Банк получателя: Операционный департамент Банка России / Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК 024501901, Единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, КБК 05411601191010000140, назначение платежа: административные штрафы, установленные главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административные правонарушения против порядка управления, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов и учреждений, Центрального банка Российской Федерации.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья А.Н.Титова