Дело № 2-80/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дубёнки 15 февраля 2018 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания Кудосиной Л.Н.,
с участием в деле:
заявителя – помощника прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Гурьяновой Д.А.,
заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Дубёнского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия, действующий в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением в порядке статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании информации о реализации дипломов о высшем, средне-специальном образовании, аттестатов школы 9-11 классов, академических справок и других документов, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Дубёнского района Республики Мордовия в ходе мониторинга Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании установлено, что сайт с URL-адресом <данные изъяты> содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка дипломов учебных заведений, а в дальнейшем, и их использование, с указанием конкретных расценок наименования документов, порядка оформления заказа, оплаты заказа и получения документов. Вход на сайт свободный, предварительная регистрация и пароль не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Считает, что размещенная на указанном сайте информация нарушает права граждан. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение который законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа, использование заведомо подложного - фактически является распространением запрещенной информации.
Просит признать информационные материалы, содержащие сведения о реализации дипломов о высшем и средне-специальном образовании, аттестатов школы 9-11 классов, академических справок и других документов, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации. Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта с URL - адресом <данные изъяты> в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Гурьянова Д.А. заявленные требования просила удовлетворить в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия не явился, в заявлении Пискунова О.В., действующая на основании доверенности от 10 мая 2017 года № 58-Д, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия, указав также, что для внесения в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, необходимо направление в адрес Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия вступившего в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах и на основании части пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым заявленные требования прокурора Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить по следующим основаниям.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Пунктом 2 вышеназванной статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (часть первая статья 5 закона).
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 данного Федерального закона основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 вышеуказанного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Из положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» следует, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно части 2 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 статьи 60 Федерального закона № 273-Ф3).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (часть 3 статьи 60 Федерального закона № 273-Ф3).
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов укачанных документов плата не взимается (часть 16 статьи 60 Федерального закона № 273-Ф3).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Также согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях нрав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Положениями статей 3 и 6 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконное приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа, использование заведомо подложного документа - фактически является распространением запрещенной информации.
Незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно наказуемыми деяниями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных деяний, в том числе сети «Интернет».
Как следует из материалов дела, проведенным прокуратурой Дубёнского района Республики Мордовия мониторингом Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства об образовании, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом <данные изъяты> информации о приобретении дипломов о высшем, средне-специальном образовании, аттестатов школы 9-11 классов, академических справок и других документов.
В ходе осмотра установлено, что указанный сайт содержит информацию в виде текста и фотографических изображений с различными вкладками и разделами, с указанием конкретных расценок наименования документов, порядка оформления заказа, его оплаты и получения документов, т.е. сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка документов об образовании, а в дальнейшем, и их использование.
При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В Едином реестре Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сайт с URL-адресом <данные изъяты>, как содержащий информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации, не значится.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 29 января 2018 года, а также приложенными распечатками интернет-страниц по состоянию на 29 января 2018 года и 15 февраля 2018 года.
Таким образом, в целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
При этом основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные требования прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, поданные в защиту неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного в сети «Интернет» на сайте с URL-адресом <данные изъяты>/, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Дубёнского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационный материал, содержащий сведения о реализации дипломов о высшем и средне-специальном образовании, аттестатов школы 9-11 классов, академических справок и других документов, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты>, запрещённым к распространению на всей территории Российской Федерации.
Копию настоящего решения, вступившего в законную силу, направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия для включения указателя станицы сайта с URL-адресом <данные изъяты> в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы, протеста через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) А.М. Салахутдинова
Мотивированное решение составлено 15 февраля 2018 года.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) А.М. Салахутдинова