Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1910/2023 от 11.10.2023

14RS0035-01-2023-014147-88

Дело № 5-1910/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Якутск                                                             10 ноября 2023 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Иванова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Кувватова Шухратулло Суннатулоевича, ____ года рождения, уроженца ___, гражданина ___, вид на жительство ___, проживающего по адресу: г.Якутск, ул.____,

УСТАНОВИЛ:

04.10.2023 года инспектором ОИК ОВМ МУ МВД России «Якутское» в отношении индивидуального предпринимателя Кувватова Ш.С. (далее - ИП Кувватов Ш.С.) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель ОВМ МУ МВД России «Якутское» о времени и месте судебного заседания извещен, не явился, причину неявки суду не сообщил, судебное заседание проведено в отсутствие данного лица.

ИП Кувватов Ш.С. и его представитель по доверенности Шоназаров Х.Ф. в судебном заседании просили производство по делу прекратить, ссылаясь на процессуальные нарушения при производстве по делу, проведение мероприятий по истечении установленного контролирующим органом срока, неправильное указание нормы, по которой в протоколе об административном правонарушении привлечено лицо к административной ответственности.

Выслушав пояснения Кувватова Ш.С. и его представителя Шоназарова Х.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.

В статье 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 1.2 КоАП РФ устанавливает, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Кувватова Ш.С. послужили результаты внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения ОВМ МВД по Республике Саха (Якутия) от 29.08.2023 № 18, предметом которой являлась проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере миграционного законодательства, что следует из п.7 распоряжения. Срок проведения проверки был установлен с 29.08.2023 по 25.09.2023 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении, 04.10.2023 года в 15 час. 00 мин. в ОИК ОВМ МУ МВД России «Якутское» по адресу: г. Якутск, ул. Окружное шоссе 4 км., д. 10, корп. 1, каб. 308, по результатам документарной проверки в отношении ИП Кувватова Ш.С. (акт проверки № 18 от 29.08.2023), выявлены нарушения обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации, выразившееся в том, что ИП Кувватов Ш.С. нарушил пункт 16 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 г. ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а именно 17.06.2023 года в 10 час. 40 мин. ИП Кувватов Ш.С. привлек иностранного гражданина ___ Юсупова Умирзока Сайфулло Угли, ____ г.р., к трудовой деятельности в качестве арматурщика. На момент проверки 17.06.2023 года данный иностранный гражданин не имел патента (разрешения на работу).

В силу части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие с 25 июля 2022 года Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

Под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

При этом, в 2022 году введены ограничения, согласно которым все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся исключительно по основаниям, установленным пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а именно - в случаях непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при условии их согласования с органами прокуратуры), либо по поручению Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, а также по требованию прокурора.

Принимая во внимание, что вышеуказанных оснований для проведения внепланового надзорного мероприятия минуя установленные ограничения на их проведение и без согласования с органом прокуратуры из материалов дела не усматривается, действующие ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований являлись препятствием для всесторонней, полной и объективной оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и состава рассматриваемого административного правонарушения, а также последующего возбуждения дела об административном правонарушении в силу требований части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Кроме того, фактически вся документарная проверка осуществлялась за пределами сроков ее проведения, установленными распоряжением о проведении проверки, после 25 сентября 2023 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении возбуждено, а доказательства по делу получены с нарушением требований закона, что влечет их недопустимость и недоказанность вины Кувватова Ш.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Кувватова Шухратулло Суннатулоевича, ____ года рождения, уроженца ___, гражданина ___, вид на жительство ___, проживающего по адресу: г.Якутск, ул.____.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                     п/п                            А.И.Иванова

Копия верна:

Судья                                     А.И.Иванова

5-1910/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Кувватов Шухратулло Суннатулоевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Иванова Ая Ивановна
Статьи

ст.18.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
12.10.2023Передача дела судье
13.10.2023Подготовка дела к рассмотрению
10.11.2023Рассмотрение дела по существу
13.11.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
23.11.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее