Дело №2-953/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Огуловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации г. Элисты о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Администрация г. Элисты обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, мотивировав свои требования тем, что в соответствии с п.п. 147, 148 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 01 июня 2021 г. № П/0241, 02 июня 2022 г. объект – наружный газопровод по <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, протяженностью 158 м, назначение - сооружение коммунального хозяйства, был поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества под номером <данные изъяты>. Согласно сведениям Министерства по земельным и имущественным отношениям РК, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК и БУ РК «БТИ» указанный объект воздушного газопровода в соответствующих реестрах и на техническом учете не состоит. Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты был заказан технический план на указанный объект, составленный по состоянию на 12 апреля 2022 г. Отсутствие собственников сетей газораспределения и сооружений на них влечет невозможность заключения договорных отношений на техническое обслуживание, газораспределительная организация не имеет правовых оснований выполнять регламентные работы, а также нести ответственность за обеспечение надлежащей безопасности систем газораспределения и газопотребления. Просит признать за муниципальным образованием города Элисты право муниципальной собственности на объект имущества – наружный газопровод по <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>.
В судебное заседание представитель Администрации г. Элисты Абшеева Г.А. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В адресованном суду ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Заинтересованное лицо - Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении дела, возражений относительно заявленных требований не представлено.
Представитель заинтересованного лица - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в адресованном суду отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос по существу спора оставил на усмотрение суда.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» указанный перечень может быть несколько расширен.
Так, к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии, автомобильные дороги, искусственно созданные внутренние водные пути, трамвайные линии, линии электропередачи, трубопроводы, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), теплопроводы, коллекторы, газопроводы, водоводы, иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке особого производства.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, в частности объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу положений статей 2 и 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02 декабря 2020 г. АО «Газпром газораспределение Элиста» обратилось в Администрацию г.Элисты с информацией о том, что по итогам проведенной в 2020 г. инвентаризации сетей газораспределения и сооружений на них, расположенных на территории г.Элиста, по состоянию на 30 ноября 2020 г. выявлены объекты, собственники которых неизвестны или отсутствует информация об эксплуатирующей организации. В представленном АО «Газпром газораспределение» перечне указан также объект - наружный газопровод по <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
02 июня 2022 г. объект недвижимости – наружный газопровод по <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, протяженностью 158 м, назначение - сооружение коммунального хозяйства, был поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества под номером <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.06.2022 г. (л.д.8-10).
По сообщению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия указанный газопровод в реестре государственного имущества Республики Калмыкия отсутствует (ответ министерства от 18.12.2020 г. № ВХ-09/4339).
Согласно данным Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о данном объекте газоснабжения (ответ ТУ Росимущества в РК от 15.12.2020 г. № 2874).
По информации БУ РК «Бюро технической инвентаризации» указанный производственный газовый объект на техническом учете учреждения не состоит (ответ БУ РК «БТИ» от 16.12.2020 г. № 02-02/09-2006).
По заказу Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты кадастровым инженером ФИО8 подготовлен технический план сооружения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, по состоянию на 12 апреля 2022 г. Согласно заключению кадастрового инженера в результате проведенных работ выявлено, что объект <данные изъяты> представляет собой надземный газопровод низкого давления на металлических опорах, общей протяженностью 158 п.м.
Учитывая вышеизложенное и то, что указанный газопровод является объектом недвижимого имущества, при этом числится на учете как бесхозяйный объект, в течение более полугода со дня постановки его на учет в данном качестве иные лица не заявляли каких-либо требований в отношении него, собственник имущества не объявился, сведения о споре о правах на него отсутствуют, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и признать за муниципальным образованием г.Элисты право собственности на спорный газопровод.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2023 ░.