Судья Кутушова Ю.В. Дело № 21-7/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск 20 февраля 2023 года
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Маляровой Елены Викторовны, действующей в интересах Семенова Игоря Викторовича, на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 7 декабря 2022 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения пограничного контроля «Мурманский рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ по западному арктическому району №* от 24 октября 2022 года должностное лицо – капитан судна МК-* «***» Семенов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 7 декабря 2022 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Малярова Е.В. просит вынесенные в отношении Семенова И.В. акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Приводя положения Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути», указывает, что установленные статьей 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 условия пересечения Государственной границы, как и международные нормы о международном транзите, капитаном судна Семеновым И.В. соблюдены в полном объеме.
Считает, что под действие статьи 9.1 Закона Российской Федерации № 4730-1 судно МК-* не подпадает.
Полагает, что, указывая пункт назначения, пограничные органы вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность СПК РК «***», что противоречит нормам таможенного законодательства.
Считает, что, поскольку в ходе одной проверки в один день в отношении капитана судна Семенова И.В. было составлено пять протоколов об административных правонарушениях и, впоследствии, в отношении него вынесено пять постановлений о назначении капитану судна Семенову И.В. административных наказаний, имеются основания для применения положений пункта 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагает, что раздельное рассмотрение в отношении Семенова И.В. дел и вынесение отдельных постановлений привело к созданию искусственной множественности дел, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
Семенов И.В., извещенный о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебное заседание не явился, что в силу пункта 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Семенова И.В. - Малярову Е.В., поддержавшую доводы жалобы и дополнения к жалобе, возражения представителя административного органа Бучаевой О.Н., оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определены Правила пересечения государственной границы Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 2 стати 5 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Частью 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 установлено, что под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ч.2 ст. 11 названного Закона).
Согласно части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, в связи с поступлением 5 октября 2022 года из ситуационного отдела ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району информации о нарушении капитаном судна МК-* «***» Семеновым И.В. требований части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении судна «***» проведены проверочные мероприятия, в ходе которых установлено, что принадлежащее СПК РК «Мурман» судно «***», флаг Российской Федерации, под управлением капитана судна Семенова И.В., осуществляло транзитный переход с места постройки судна в порт регистрации без захода в порты по пути следования: порт Далянь (Китайская Народная Республика) – Северный морской путь с востока - порт Мурманск (Российская Федерация), и в 17:23 кмч 6 октября 2022 года в средних географических координатах *** пересекло государственную границу Российской Федерации (вышло из территориального моря Российской Федерации). 6 октября 2022 года в адрес Пограничного управления по западному арктическому району поступила информация о намерении судна «***» пересечь Государственную границу Российской Федерации в 22:20 кмч 6 октября 2022 года.
Ранее в 12:22 кмч 5 октября 2022 года в средних географических координатах *** пересекло государственную границу Российской Федерации (вошло в территориальное море Российской Федерации).
Вместе с тем судно «***» пересекло Государственную границу Российской Федерации на выход из территориального моря Российской Федерации без прохождения пограничного контроля.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 17 октября 2022 года уполномоченным должностным лицом в отношении капитана судна Семенова И.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 24 октября 2022 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Выводы о виновности капитана судна «***» Семенова И.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении должностного лица административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доказательства по делу получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований ставить под сомнение достоверность изложенных в них сведений, равно как и выводы о виновности капитана судна Семенова И.В. не имеется, поскольку они подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены в полном объеме, все юридически значимые обстоятельства верно установлены.
Вопрос о вине капитана судна «***» Семенова И.В. во вмененном административном правонарушении обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 38 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.07.2020 № 421, и фактических обстоятельств дела, и принимая во внимание, что капитан судна обеспечивает соблюдения на судне законодательства Российской Федерации, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что капитан судна «***» Семенов И.В. будучи руководителем и представителем судовладельца, при осуществлении судном «***» перехода в 17:23 кмч 6 октября 2022 года пересекло Государственную границу Российской Федерации в средних географических координатах *** (вышло из территориального моря Российской Федерации), без прохождения пограничного контроля и признания законности пересечения Государственной границы.
Таким образом, совершенное капитаном судна Семеновым И.В. правонарушение правильно квалифицировано по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной квалификации, а также для прекращения производства по делу не имеется.
Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на наличие на пути следования судна «***» в порт Мурманск значительного количества морских портов, открытых для международного сообщения и наличия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, при следовании по маршруту капитан судна Семенов И.В. не принял мер к заходу судна в пункт пропуска через Государственную границу либо оформления перехода в режиме неоднократного пересечения государственной границы, что свидетельствует о том, что капитан судна Семенов И.В. не предпринял действий по соблюдению законодательства, в части касающейся, пересечения Государственной границы Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным несостоятельным является довод защитника в жалобе о соблюдении капитаном судна Семеновым И.В. условий пересечения Государственной границы, установленных статьей 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1, и международными нормами о международном транзите.
Правильным является приведенное в решение судьи суждение о том, что наличие разрешения на плавание в акватории Северного морского пути, выданного ФГБУ «Главсевморпуть» РОСАТОМ, не освобождает капитана судна, осуществляющего транзитный переход с места постройки судна по маршруту п.Длянь (Китайская Народная Республика) – порт Мурманск (Российская Федерация) от соблюдения законодательства о Государственной границе Российской Федерации.
Кроме того, разрешение на плавание в акватории Северного морского пути, направлено на обеспечение безопасности мореплавания (организация ледокольной проводки судов, проводка судов по маршрутам плавания судов в акватории Северного морского пути, расстановка судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории), а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, и не регулирует вопросы пограничного контроля и возможности неоднократного пересечения Государственной границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Доводы заявителя по существу аналогичны доводам, которые были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты судьей по изложенным в решении основаниям и наличие в действиях капитана судна Семенова И.В. состава вмененного ему административного правонарушения под сомнение не ставят.
Заявленный в судебном заседании довод о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено неправомочным органом, поскольку правонарушение выявлено ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, основан на ошибочном толковании законодательства.
Согласно статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В соответствии с абз. 3 подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
С учетом того, что совершенное капитаном судна Семеновым И.В. правонарушение выражено в форме бездействия - не принятие мер к заходу судна и оформлению его в пограничном отношении либо оформления перехода в режиме неоднократного пересечения Государственной границы, местом совершения административного правонарушения является место исполнения должностным лицом – капитаном судном Семеновым И.В. своих обязанностей.
Поскольку капитан судна Семенов И.В. является работником СПК РК «***», место нахождение которого: г. Мурманск, ..., следовательно, органом, уполномоченным на рассмотрение материалов дела об административном правонарушении, является ПУ ФСБ России по западному арктическому району.
Мнение защитника в жалобе о том, что, указывая пункт назначения, пограничные органы вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность Колхоза, основан на ошибочном толковании законодательства.
В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (далее – положение о ФСБ РФ) именно Федеральная служба безопасности Российской Федерации через структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, пограничные органы, осуществляет государственное управление в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
На основании пп. 9, 10 п. 9 Положения о ФСБ РФ служба: организует деятельность органов безопасности по защите и охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений; - организует деятельность органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море.
Мнение защитника о том, что, поскольку в ходе одной проверки, в один день было составлено пять протоколов об административных правонарушениях и, впоследствии, вынесено пять постановлений о назначении капитану судна Семенову И.В. административных наказаний, то имеются основания для применения положений пункта 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Согласно пункту 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» пограничная деятельность является одним из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности.
При этом в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей указанного закона деятельность органов федеральной службы безопасности не относится к государственному контролю (надзору).
Изложенное исключает возможность применения в рассматриваемом случае к капитану судна Семенову И.В. положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм примененного в деле законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа Семенову И.В. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом характера совершенного административного правонарушения, и личности виновного.
Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица административного органа и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление начальника отделения пограничного контроля «Мурманский рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ по западному арктическому району от 24 октября 2022 года и решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 7 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Семенова И.В. оставить без изменения, а жалобу его защитника - Маляровой Е.В. - без удовлетворения.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов