Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 6 октября 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием прокурора Данчиной В.В., представителя административного истца – Савватеева Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1467/2022 по административному исковому заявлению Мельникова Ивана Игоревича о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Мельников И.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019-2022 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, от 07 октября 2019 года № 2201, от 19 октября 2020 года № 2014, от 22 октября 2021 года № 2233 (далее также Перечни) в части включения в них нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных в г. Тольятти.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемые Перечни включены принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения, которые не соответствуют критериям объектов, установленным статьей 378.2 НК РФ, поскольку расположены в здании «инженерного корпуса» и используются под размещение организации, занимающейся геологическими изысканиями. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного истца Савватеев Н.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что принадлежащие Мельникову И.И. нежилые помещения обоснованно включены в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ссылаются также на сведения независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенные на официальном сайте «2gis.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым на первом этаже данного многоквартирного жилого дома находятся офисные и торговые объекты.
Заинтересованное лицо Притула А.В., а также представитель привлеченной к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица администрации г.о. Тольятти Самарской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленного иска не представили.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Мельников И.И. и Притула А.В. являются собственниками (по ? доле в праве) объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №, площадью 45,9 кв.м (ком. 103, 104, 105), №, площадью 21, 9 кв.м, №, площадью 22,6 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2022.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 «Налог на имущество физических лиц»), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно пункта 1 Решения Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 г. № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти», ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2018 и 2019 г.г. - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2020 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018;
- от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019;
- от 19.10.2020 № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020;
- от 22.10.2021 № 2233, которым в Приложении № 2 утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец обратился в суд 01.07.2022. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2019-2021 годы, суд полагает, что оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
В указанные Перечни на 2019, 2020, 2021 и 2022 г.г. (Приложения № 2), соответственно, министерством имущественных отношений включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, № собственником которых (в ? доле) с 08.06.2012 является Мельников И.И.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащие административному истцу нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № и № имеют назначение и наименование «нежилые помещения».
Указанные помещения находятся в 4-х этажном здании с кадастровым №, имеющем наименование «инженерный корпус», сведения о назначении здания отсутствуют, что следует из выписки из ЕГРН от 28.06.2022. Сведений о земельном участке, в пределах которого расположено здание, в выписке из ЕГРН на здание не имеется.
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с выписками из ЕГРН от 29.06.2022, в здании по адресу: <адрес> 7 находятся также жилые помещения (квартиры № 26, 29), принадлежащие физическим лицам.
Как видно из экспликации к техническому паспорту на нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 45,9 кв.м, подготовленному МП городского округа Тольятти «Инвентаризатор» по состоянию на 24.04.2008, в состав помещения (ком. 103, 104, 105) входят части назначением «кабинеты».
Из технических планов от 09.06.2014 на помещения с кадастровыми номерами №, площадью 21, 9 кв.м, и №, площадью 22,6 кв.м, следует, что назначение помещений – «нежилое».
При этом, назначение помещений «кабинет» нельзя признать равным по значению с термином «офис».
Таким образом, суд приходит к выводу, что сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорные нежилые помещения не предполагают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и, следовательно, с бесспорностью не подтверждают соответствие объекта недвижимого имущества условиям, установленным положениями пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, должно выясняться фактическое использование объектов недвижимого имущества.
Однако, мероприятия по обследованию нежилых помещений с целью определения вида их фактического использования на момент формирования Перечней на 2019-2022 г.г. административным ответчиком не проводились.
Установлено также, что нежилые помещения в спорные налоговые периоды были переданы в аренду ООО «<данные изъяты>» для осуществления деятельности в области архитектуры и инженерных изысканий, о чем представлены договоры аренды от 01.08.2018, 01.07.2019, 01.06.2020, 01.05.2021, 01.04.2022, заключенные на срок 11 месяцев, а также договоры на выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий.
Согласно представленному административным истцом акту осмотра нежилых помещений от 28.06.2022, объекты расположены в здании многоквартирного жилого дома. На входе в осматриваемые помещения расположена информация о видах деятельности ООО «<данные изъяты>»: инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, бурение шурфов, бурение скважин на воду; внутри помещений расположено различное лабораторное оборудование, стеллажи с образцами грунтов и шурфами, имеются кабинеты с рабочими столами для оформления проводимых изысканий, вспомогательные площади-коридор, санузел.
Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>», как видно из выписки из ЕГРЮЛ от 29.06.2022, является деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях (71.1 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).
При этом, в силу своей специфики, указанная деятельность не может рассматриваться как административно-деловая, а также не связана с оказанием бытовых услуг согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст и распоряжению Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности..».
В письменных возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на информацию международной картографической компании «2ГИС», размещенную на официальном сайте в сети Интернет о том, что в здании частью которого является спорное нежилое помещение, размещены офисные и торговые объекты.
Вместе с тем, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку положениями действующего в регулируемой области законодательства «сеть Интернет» не поименована в числе источников информации достоверно подтверждающих предназначение, наименование или использование объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра. Такой акт суду не представлен.
Кроме того, само по себе наличие в здании помещений, используемых под офисы и торговые объекты, не подтверждает, что такая деятельность осуществляется именно в спорных помещениях.
Обязанность доказывания законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако, доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% общей площади спорных нежилых помещений в целях размещения объектов, поименованных в п. 5 ст. 378.2 НК РФ, на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком суду не представлено, проверка фактического использования нежилых помещений не проводилась.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Вместе с тем, исследованные доказательства не позволяют отнести нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № и № к объектам недвижимого имущества, поименованным в подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как нежилые помещения предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения помещений в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2022 г.г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Мельникова И.И., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Мельникова Ивана Игоревича удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № 36610 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 36619 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 36620 нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № 35454 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 35511 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 35512 нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом № 35741 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 35749 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 35750 нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, в части включения в Приложение № 2 под пунктом № 11230 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 11237 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № 11238 нежилого помещения с кадастровым номером №.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.10.2022.