Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-72/2020 ~ М-66/2020 от 14.02.2020

дело № 2-72/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2020 года                                     село Садовое

Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цымбалова Е.И.,

при секретаре Дудкиной Н.А., помощнике судьи Эрдниеве Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации дорожного движения» к Грушевской Юлии Вячеславовне и Грушевской Татьяне Ильиничне о взыскании ущерба причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан,

установил:

ГКУ Республики Башкортостан «Центр организации дорожного движения» (далее по тексту - ЦОДД) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. 30 апреля 2019 года в 01 час 34 минуты на пункте весового контроля 67 километра автомобильной дороги «Магнитогорск-Ира» при взвешивании на весовом оборудовании СДК. Ам. 02-1-2, заводской номер № 478, грузового седельного тягача марки «Фрейтландер» государственный регистрационный знак А 732 НУ 134 регион и прицепа с государственным регистрационным знаком АА 8046 08 регион, под управлением Воронцова Н.Н., выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза. Собственником транспортного средства является Грушевская Ю.А., прицепа Грушевская Т.И. По данному факту должностными лицами был составлен соответствующий акт. На основании изложенного просят взыскать солидарно с ответчиков в их пользу ущерб, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, автомобильным дорогам Российской Федерации, в размере 154 469 рублей 27 копеек.

В письменном отзыве на иск ответчик Грушевская Т.И. с требованиями истца не согласилась, поскольку принадлежащий ей на праве собственности прицеп является вещью, предназначенной для обслуживания другой, а именно автомобиля, то есть использовать самостоятельно прицеп без автомобиля невозможно. Также считает то, что, являясь собственником прицепа, не доказывает ее виновность в причинение вреда автомобильным дорогам. Кроме того, полагает, что истец в заявлении ссылается на утратившее силу распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года, срок действия которого заканчивалось 30 апреля 2016 года, и то, что при использовании весов не указана их погрешность в применении. Вместе с тем взыскиваемая с нее сумма по ее мнению является непомерной, поскольку она является пенсионеркой, и иного дохода у нее нет.

В письменном отзыве на иск ответчик Грушевская Ю.В. с требованиями истца не согласилась, поскольку истец в заявлении ссылается на утратившее силу распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года, срок действия которого заканчивалось 30 апреля 2016 года, и то, что при использовании весов не указана их погрешность в применении. Вместе с тем взыскиваемая с нее сумма по ее мнению является непомерной, поскольку у нее на иждивении находится ребенок, алименты на которого она не получает, ее заработок составляет минимальный размер оплаты труда, иного дохода у нее нет.

В письменном возражении на отзыв представитель истца по доверенности Аминова А.Ф. указывает на то, что использованное весовое оборудование прошло поверку и пригодны к использованию до 16 октября 2019 года, о чем содержится в представленных материалах. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года направлено ошибочно и потому прилагают другое распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года № 82. Трудное материальное положение ответчика Грушевской Ю.В. является голословным, поскольку у нее в собственности имеется грузовой автомобиль.

Представитель истца по доверенности Шарафутдинова Л.Р. в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против рассмотрения дела в порядке заочного производства возражений также не имеют.

Ответчики Грушевская Ю.В. и Грушевская Т.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменных ходатайствах просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, ходатайствовали об уменьшении размера возмещения вреда.

Третье лицо Воронцов Н.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, сведений об уважительных причинах неявки в суд не представил.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Р Ф).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. В предмет доказывания при рассмотрении требований о возмещении убытков входят факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи противоправными действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, а также размер убытков. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов исключает удовлетворение иска о возмещении убытков.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

В соответствии со статьей 4 Закона, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

В силу пунктов 11, 13, 14 статьи 11 Закона установление порядка возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, установление порядка осуществления весового и габаритного контроля (в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля), а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Части 1, 3 и пункт 1 части 6 статьи 31 указанного Закона предусматривают, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, согласно которым превышение значений предельно допустимой массы транспортного средства является основанием для возмещения владельцами транспортных средств вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 определено, что тяжеловесным грузом признается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложениям № 1, 2.В соответствии с частью 2.1 статьи 30 и пунктом 2 части 13 статьи 31 Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения, и размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 29.03.2018 года № 119 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Согласно пункту 21 данного Порядка по результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года № 82 введено с 01 по 30 апреля 2019 года временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и муниципального значения. Предельно допустимые значения на оси транспортного средства на период временного ограничения движения в весенний период установлены в приложениях к данному распоряжению.

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ Служба весового контроля РБ), согласованным с председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ, как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в том числе измерение нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства путем поосного взвешивания транспортного средства осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных измерительным оборудованием (пункт 2.1 соглашения).

Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года № 1321-р или указанными в специальном разрешении, который фиксируется в акте, составленном в соответствии с пунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации.

При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года «"О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (действовавшие на момент осуществления весового контроля) из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.

Из копии акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства № 23-р от 30 апреля 2019 года, следует, что 30 апреля 2019 года в 01 час 34 минуты при помощи средства измерения – весы СДК. АМ 02-1-2, регистрационный номер 15389-01, заводской номер 478, свидетельство о поверке № 7/8245 действителен до 16 октября 2019 года, на СПВК 135 км. автомобильной дороге «Магнитогорск-Ира» выявлено превышение по осевым нагрузкам и габаритам. Спецразрешение отсутствует. Водителем указанного транспортного средства - тягач (одиночное ТС) марка «Фрейтлайнер CL 120 Columb» государственный регистрационный знак А 732 НУ 134 регион и прицепа «Pacton TDX 339» государственный регистрационный знак АА 8046 08 регион был Воронцов Н.Н., собственником данного автотранспорта является Грушевская Ю.В. Пройденный путь, по маршруту Оренбургская область - СПВК № 2 135 км., составил 164 километра. Согласно данного акта водитель Воронцов Н.Н. с актом был ознакомлен и получил его копию на руки.

Согласно представленного истцом расчета по акту № 23-р от 30 апреля 2019 года размер нанесенного ущерба автомобильной дороги «Магнитогорск-Ира» составляет 154 469 рублей 27 копеек.

Обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности или неточности сумм указанных в данном расчете, судом не установлено. Размер заявленных требований рассчитан истцом правильно, на основании Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, требование о взыскании с ответчиков ущерба причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Из материалов дела следует, что на иждивении Грушевской Ю.В. находится несовершеннолетний ребенок, алименты на которого она не поучает и то, что у нее иного дохода как заработная плата в размере 12 408 рублей не имеется, а также то, что Грушевская Т.И. является пенсионером по старости и размер ее пенсии составляет 8 794 рубля 04 копейки, подсобного хозяйства не имеет, доказательств умышленного причинения ими вреда при указанных обстоятельствах не установлено, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера взыскиваемого с ответчиков Грушевской Ю.В. и Грушевской Т.И. возмещения ущерба до 100 000 рублей.

Между тем разрешая довод возражения на отзыв представителя истца Аминовой А.Ф. о том, что трудное материальное положение ответчика Грушевской Ю.В. ничем не подтверждено, поскольку у последней в собственности имеется грузовой автомобиль, суд приходит к выводу о его несостоятельности, так как наличие в собственности транспортного средства не свидетельствует о получении какого-либо дохода от его эксплуатации, и указанные обстоятельства материалы дела не содержат.

Согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке при цене иска от 20 001 рубль до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей.

Учитывая вышеизложенное, с ответчиков в доход Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 200 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации дорожного движения» - удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с Грушевской Юлии Вячеславовны и Грушевской Татьяны Ильиничны 100 000 (сто тысяч) рублей в пользу бюджета Республики Башкортостан в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.

Взыскать солидарно с Грушевской Юлии Вячеславовны и Грушевской Татьяны Ильиничны государственную пошлину в доход Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в размере 3 200 (три тысячи двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским дела Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий подпись Е.И. Цымбалов

Копия верна:

Судья Е.И. Цымбалов

2-72/2020 ~ М-66/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения
Ответчики
Грушевская Юлия Вячеславовна
Грушевская Татьяна Ильинична
Суд
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Цымбалов Евгений Иванович
Дело на сайте суда
sarpinsky--kalm.sudrf.ru
14.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2020Передача материалов судье
18.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Дело оформлено
07.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее