Судья Исроилова В.У. Дело № 21-1337/2021
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 15 ноября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» Довгань О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Армянского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» (далее - ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» либо Общество),
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сомика К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №-П ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Армянского городского суда Республики Крым 27 сентября 2021 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица надзорного органа отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сомик К.Н. ставит вопрос об отмене принятого судебного акта. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств судьей городского суда и на допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Общества Довгань О.Л., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № руководителя Южного межрегионального Управления Росприроднадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», то есть проведена проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду №П, I (первая) категория, категория риска - Чрезвычайно высока, находящегося по адресу: <адрес> (далее – объект HBOC №П).
По результатам проверки в отношении ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №П (Т.I, л.д.48-158).
ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин., согласно содержанию акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной административным органом проверкой установлено, что производственная и хозяйственная деятельность ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» осуществляется на земельных участках (объект HBOC №П) на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым Совет министров Автономной Республики Крым выделил в срочное платное пользование земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов на территории <адрес>. Общая площадь выделенных земельных участков составляет <данные изъяты> га, а также земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов на территории <адрес>. Общая площадь выделенных земельных участков составляет <данные изъяты>.
В рамках проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ в ходе визуального обследования земельного участка, который расположен в районе железнодорожных путей, проходящих около ОРО «ФГХ-2» (в районе точки с географическими координатами <данные изъяты>), выявлено визуальное загрязнение почвы химическими веществами.
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы почвы (протокол отбора проб почв № от ДД.ММ.ГГГГ) на наличие превышений по следующим показателям: содержание серы (валовое содержание), кадмия, меди, свинца, железа. Площадь загрязнения составила <данные изъяты> <данные изъяты>, соответственно. Замеры участков проводились средством измерительной техники: рулеткой «Fisco» мод UM5M с заводским номером 15 со знаком поверки в виде наклейки в формуляр № от 13.01.2020г.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почв от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а также экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам испытаний (измерений) проб почвы <данные изъяты> с фоновыми значениями пробы <данные изъяты>фон) на глубине <данные изъяты> выявлены превышения по следующим показателям: в пробе <данные изъяты> по кадмию в <данные изъяты> раз, по меди в <данные изъяты> раза, по свинцу в <данные изъяты> раза, по железу в <данные изъяты> раза; в пробе <данные изъяты> по кадмию в <данные изъяты> раз, по меди в <данные изъяты> раза, по свинцу в <данные изъяты> раза, по железу в <данные изъяты> раза.
При этом, по определяемому показателю сера (валовое содержание) на глубине <данные изъяты> фоновое значение в пробе <данные изъяты>фон) показала концентрацию ниже предела обнаружения 80 мг/кг, а содержание серы в пробе <данные изъяты> установлено <данные изъяты> мг/кг, в пробе <данные изъяты> установлено <данные изъяты> мг/кг.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почв от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а также экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам испытаний (измерений) проб почвы <данные изъяты> с фоновыми значениями пробы почвы <данные изъяты> (фон) на глубине <данные изъяты> показал превышение но следующим показателям: в пробе <данные изъяты> по кадмию в <данные изъяты> раз, по меди в <данные изъяты> раза, по свинцу в <данные изъяты> раза, по железу в <данные изъяты> раза; в пробе <данные изъяты> по кадмию в <данные изъяты> раз, по меди в <данные изъяты> раза, по свинцу в <данные изъяты> раза, по железу в <данные изъяты> раза.
При этом, по определяемому показателю серы (валовое содержание) на глубине <данные изъяты> фоновое значение в пробе <данные изъяты> (фон) показала концентрацию ниже предела обнаружения <данные изъяты> мг/кг, а содержание серы в пробе <данные изъяты> установлено <данные изъяты> мг/кг, в пробе <данные изъяты> установлено <данные изъяты> мг/кг.
Таким образом, уполномоченные лица административного органа установили, что ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» в рамках осуществления производственной и хозяйственной деятельности допустило загрязнение земельного участка из числа земель - земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения загрязняющими химическими веществами: кадмий, медь, свинец, железо, сера (валовое содержание).
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецким А.С. в отношении ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» составлен протокол об административном правонарушении №-П по признакам ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (Т.I, л.д.170-175).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сомика К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60000 руб. (Т.I, л.д.178-183).
Ч.2 ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
По смыслу положений ч.2 ст.8.6 КоАП РФ под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв.
Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Субъектом правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ выступают лица, ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Субъективная сторона по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ характеризуется виной или неосторожностью.
В силу ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1).
Из смысла ч.2 ст.13 ЗК РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч.5).
Ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, производственная и хозяйственная деятельность ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» на объекте HBOC №п осуществляется. Площадь указанного объекта - земельных участков составляет <данные изъяты>, загрязнение почвы химическими веществами выявлено в районе железнодорожных путей, проходящих около ОРО «ФГХ-2». Земельные участки, на который уполномоченными административного органа выявлены загрязнения, находятся во владении и пользовании ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» на основании указанных выше договоров аренды земли.
Объективная сторона указанного административного правонарушения может выражаться как в совокупности действий (бездействий) перечисленных в ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, так и в совершении конкретного действия.
Судья городского суда обоснованно установил что, эксплуатируемый Армянским филиалом ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» земельный участок, на котором выявлено загрязнение земель химическими веществами, в том числе тяжелыми металлами при несанкционированном накоплении и хранении отходов на поверхностном слое почвы, имеет категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», который, в соответствии с п.1 ст.87 Земельного кодекса Российской Федерации, является землями, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. Нормативов по содержанию предельно допустимых концентраций кадмия, меди и свинца в почвах для данной категории земель не установлено.
Судья городского суда обоснованно установил нарушение ст.29.10 КоАП РФ, поскольку описание вменяемого ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» деяния в том виде, как оно изложено в постановлении должностного лица, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, не отражает. Имеющиеся в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-П описание деяния, вменное ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», не отражает объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Доводы, указанные в жалобе, имеют значение для установления объективной стороны административного правонарушения, которые не могут быть проверены при рассмотрении апелляционной жалобы. Должны быть проверены в ходе производства по административному делу.
Судьей городского суда при рассмотрении жалобы ООО «ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Доводы заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сомика К.Н., изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им основанную на законе оценку.
Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.8.6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», - ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░