Дело №2-2575/2019
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
22 августа 2019 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Санджиевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горяевой Валентины Викторовны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Горяева В.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является пенсионером и получателем пенсии за выслугу лет, назначенной решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 11 апреля 2013 года №450 как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в соответствии с Законом Республики Калмыкия № 335-III-3 от 22 февраля 2007 года «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия». Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года вышеуказанный закон признан недействующим, с 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена. На момент прекращения выплаты размер ее пенсии составлял 15346,69 рублей. Народным Хуралом Республики Калмыкия 06 июня 2019 года принят Закон Республики Калмыкия «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», которым с 1 июля 2019 года установлено правовое регулирование порядка и условий назначения пенсии за выслугу лет указанным категориям граждан. Полагает, что с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года стороной ответчика грубо нарушалось ее право, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Просила суд взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в свою пользу невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 497945,49 рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия, возложить на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанность по перечислению указанных денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В судебном заседании истец Горяева В.В., ее представитель по заявлению Коженбаева Б.В. заявленные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Суд в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное (выплатное) дело истца Горяевой В.В., суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пунктов «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Во исполнение предоставленных полномочий Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулирующий правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Судом установлено, что истец Горяева В.В. замещала должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия – <данные изъяты>, стаж государственной гражданской службы составил 30 лет 8 месяцев 4 дня. Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 28 августа 2013 года №460 Горяевой В.В. назначена пенсия за выслугу лет с 12 августа 2013 года по 31 августа 2013 года в размере 11761,90 рублей, с 01 сентября 2013 года - в размере 18230,95 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 г.) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года указанное решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения.
Во исполнение названного решения суда Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З, регулирующий назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, признан утратившим силу с 27 июля 2016 года.
В связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З с 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет Горяевой В.В. прекращена; по состоянию на 27 июля 2016 года размер ее пенсии составлял 15346,69 рублей. Заявление на компенсационную выплату по Закону Республики Калмыкия от 09 июня 2018 года № 291-V-З от 09 июня 2018 года «О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия» от Горяевой В.В. в органы социальной защиты не поступало (л.д.12).
06 июня 2019 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулирующий правоотношения по установлению и выплате пенсии, в частности лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Указанный закон вступил в силу 01 июля 2019 года и не применяется к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу. Данным Законом предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение в частности лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в порядке и в размере, аналогичным к положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, с момента признания недействующим Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З с 27 июля 2016 года до вступления в силу Закона Республики Калмыкия № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», то есть до 01 июля 2019 года, отсутствовал правовой механизм государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия.
Между тем отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации – в Республике Калмыкия - в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих, не может служить основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, в связи с чем их права подлежат восстановлению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, определение от 01 декабря 2005 года № 521-О), отмена социальных льгот не согласуется с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и к государству, что предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 июля 2005 года № 246-О и № 303-О).
Принимая во внимание отмену закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, при отсутствии надлежащего механизма соответствующего возмещения, а также учитывая положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих на принципах единства системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязи гражданской службы и государственной службы Российской Федерации, обеспечивающихся, в том числе посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, суд считает, что способом восстановления нарушенного права является взыскание в пользу Горяевой В.В. дополнительного пенсионного обеспечения в размере, установленном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регламентирующим условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.
Применение федерального закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с пенсионным обеспечением лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия, и направлено на защиту их прав и интересов, осуществление надлежащего правосудия.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент назначения Горяевой В.В. пенсии за выслугу лет, федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 указанного Федерального закона размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), а также фиксированной выплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного заработка, размер которого ограничен величиной в 2,8 должностного оклада в соответствующем периоде.
Судом установлено, что на момент назначения пенсии за выслугу лет период прохождения Горяевой В.В. государственной гражданской службы составил 30 лет 8 месяцев 4 дня, в связи с чем расчет размера пенсии за выслугу лет должен производиться следующим образом:
30 лет стажа истца государственной гражданской службы - базовый стаж 15 лет = 15 лет х 3% = 45% + базовые 45% = 90 %, поскольку не может превышать 75%, соответственно = 75% от среднемесячного заработка государственного гражданского служащего.
В соответствии с Указом Главы Республики Калмыкия от 24 августа 2006 года N 147 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Калмыкия», а также Указами Главы Республики Калмыкия «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия от 19 января 2007 года N 10, 6 ноября 2007 года N 171, от 27 июня 2011 года N 102, 16 сентября 2011 года N 144, 22 ноября 2011 года N 170, 14 ноября 2012 года N 178, 16 августа 2013 года N 106, от 29 декабря 2018 года N 137 размер оклада по должности «Начальник отдела Министерства» в период с июля 2016 года по декабрь 2018 года составлял 5933 рублей, в период с января 2019 года по 30 июня 2019 года – 6229 рублей.
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» среднемесячный заработок государственного гражданского служащего, исходя из которого определяется общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии, составлял в период с июля 2016 года по декабрь 2018 года 16 612,40 рублей (5 933 рублей х 2,8), в период с января 2019 года по июнь 2019 года – 17 441,20 рублей (6 229 рублей х 2,8).
Соответственно, общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости в период с июля 2016 года по декабрь 2018 года не могла превышать 12459,30 рублей (16 612,40 рублей х 75%), в период с января 2019 года по июнь 2019 года – 13080,90 рублей (17 441,20 рублей х 75%).
Как усматривается из справки, выданной 03 июля 2019 года УПФР в г.Элисте Республики Калмыкия, Горяева В.В. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой в июле 2016 года составлял 13587,70 рублей, в период с 01 августа 2016 года по 30 июля 2017 года составлял 14468,25 рублей, в период с 01 августа 2017 года по 31 июля 2018 года составлял 14837,30 рублей, в период с 01 августа 2018 года 31 июля 2019 года составлял 15051,53 рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Горяева В.В. получает страховую пенсию по старости, размер которой превышает размер пенсии за выслугу лет - 12459,30 рублей и 13080,90 рублей, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Горяевой В.В. о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и производных требований о возложении обязанности по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Горяевой Валентины Викторовны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет, к Министерству финансов Республики Калмыкия о возложении обязанности по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Л.Л. Семёнова