Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-13/2021 от 01.02.2021

Дело №12-13/2021

УИД: 21RS0004-01-2021-000053-59

РЕШЕНИЕ

по протесту на постановление по делу

об административном правонарушении

17 марта 2021 года         п.Вурнары Чувашской Республики

Судья Вурнарского районного суда Чувашской Республики-Чувашии Филиппов О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении районного суда протест заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>- Сорокина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, гражданина РФ, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, русским языком владеющего, по ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Права, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.11, 30.9, 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях разъяснены.

Отводов не заявлено.

Ходатайств не поступило.

Рассмотрев протест, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Краснова Е.В., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Сорокина Г.Г., судья

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Дмитриевой Е.Н. в отношении директора МБОУ «<данные изъяты>» Вурнарского района Чувашской Республики- Сорокина Г.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В постановлении указано, что прокуратурой Вурнарского района в ходе осуществления мониторинга информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций Вурнарского района, и проверки, проведенной во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики, в МБОУ «<данные изъяты>» выявлены нарушения требований федерального законодательства при организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года №45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В соответствии с п.6.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания. Согласно п.6.24 СанПиН 2.4.5.2409-08 ежедневно в обеденном зале образовательного учреждения вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий. В соответствии с п.1 ст.25.2 Федерального закона от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.2 ст.25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при организации питания детей в соответствии с п.1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны, в том числе размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню. Проведенным прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ мониторингом информации, размещенной на официальном сайте МБОУ «<данные изъяты>», выявлены нарушения требований указанного выше законодательства. Так, установлено, что вопреки требованиям п.2 ст.25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на официальном сайте МБОУ «<данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивается размещение информации, связанной с организацией питания детей, а именного ежедневного меню. В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. На основании распоряжения администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «<данные изъяты>» назначен Сорокин Г.Г. Таким образом, в действиях директора МБОУ «<данные изъяты>»- Сорокина Г.Г. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. В соответствии со ст.23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Согласно справке помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к ней распечатков с официального сайта МБОУ «<данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ДД.ММ.ГГГГ в период с 14 часов 15 минут по 15 часов 00 минут в ходе мониторинга официальных сайтов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района на предмет исполнения требований законодательства при организации питания учащихся установлено, что вопреки требованиям п.2 ст.25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на официальном сайте МБОУ <данные изъяты> не размещаются сведения о ежедневном меню, утвержденном в учреждении.

В своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «<данные изъяты>- Сорокин Г.Г. указал, что нарушение признает, он не знал, что на сайте школы необходимо выставлять ежедневное меню.

Директор МБОУ «<данные изъяты>- Сорокин Г.Г. с постановлением заместителя прокурора прокурора Вурнарского района Чувашской Республики о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении ознакомлен, копия постановления им получена ДД.ММ.ГГГГ, права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ему разъяснены.

Дело об административном правонарушении в отношении директора МБОУ <данные изъяты>- Сорокина Г.Г. по ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях для рассмотрения направлено в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш.

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ <данные изъяты>- Сорокина Г.Г. прекращено за отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Копия постановления прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики получена ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Дмитриева Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ принесла в суд протест, которым просит постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ <данные изъяты>- Сорокина Г.Г. отменить и вернуть на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш. В протесте заместитель прокурора района указала, что постановление принято с нарушением требований КоАП РФ и подлежит отмене по следующим основаниям. Во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Вурнарского района ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 15 минут по 15 часов 00 минут осуществлен мониторинг официальных сайтов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района на предмет исполнения требований законодательства при организации питания учащихся. В ходе мониторинга установлено, что вопреки требованиям ч.1 ст.4, п.2 ч.6 ст.28, ч.1 ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1, 2 ст.25.2 Федерального закона от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на официальном сайте МБОУ «<данные изъяты>» сведения о ежедневном меню, утвержденном в учреждении, не размещаются. ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Вурнарского района, рассмотрев материалы проверки, вынес в отношении директора МБОУ «<данные изъяты> постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. Указанное постановление с материалами проверки направлено в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш для рассмотрения по существу. ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш на основании п.2 ч.1 ст.29.9 и ч.1 ст.28.9 КоАП РФ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по мотиву отсутствия в рассмотренных действиях директора МБОУ «<данные изъяты>»- Сорокина Г.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. Частью 1 ст.6.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, которые выражаются в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Между тем в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении директору образовательной организации вменено нарушение требований п.2 ст.25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», при этом в качестве объективной стороны административного правонарушения рассматривались действия по не размещению на официальном сайте МБОУ «<данные изъяты>» сведений о ежедневном меню, утверждаемом в учреждении. Данное событие не охватывается объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. Вместе с тем собранные по делу доказательства являлись достаточными для переквалификации действия директора МБОУ «<данные изъяты>»- Сорокина Г.Г. с нарушения санитарно-эпидемиологических требований на нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, ответственность за который предусмотрена ч.1 ст.6.3 КоАП РФ. Объектом правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения- состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия- организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих обязанностей. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе, противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст.39 Закона №52-ФЗ). Из разъяснений, данных в абз.2, 3 п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении. Таким образом, по смыслу п.5 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ окончательная квалификация вменяемого лицу, привлекаемому к административной ответственности, административного правонарушения определяется судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении по существу, в выносимом им постановлении. Условием, подлежащим обязательному соблюдению при переквалификации совершенного деяния, является условие о подведомственности дела об административном правонарушении с учетом новой квалификации органу, должностное лицо которого рассматривает дело и осуществляет переквалификацию. Каких-либо иных ограничений на осуществление переквалификации совершенного административного правонарушения на стадии рассмотрения дела об этом административном правонарушении, помимо вышеизложенных, КоАП РФ не предусматривает. Ввиду универсальности процессуальных правил рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые применяются и судьями, и должностными лицами административных органов, исключение данного правомочия из компетенции административных органов представляется безосновательным. Описанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства административного правонарушения достаточны для определения иной квалификации противоправного деяния. При этом составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.6.7 и ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства. Поскольку санкция ч.1 ст.6.7 КоАП РФ (для должностных лиц- административный штраф в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей) предусматривает более строгое наказание в сравнении с санкцией ч.1 ст.6.3 КоАП РФ (для должностных лиц- предупреждение или административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей), возможность переквалификации деяния не ухудшает положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч.1 ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 ст.30.3 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Постановление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ поступило в прокуратуру Вурнарского района ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В судебном заседании прокурор Вурнарского района Чувашской Республики- Краснов Е.В. протест поддержал по изложенным в нем основаниям.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- директор МБОУ <данные изъяты>- Сорокин Г.Г. с протестом согласился и в судебном заседании пояснил, что на день мониторинга ежедневное меню на сайте школы в сети «Интернет» отсутствовало.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении протеста без их участия, в связи с чем судья определил рассмотреть протест без участия представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш.

В своем заявлении представитель- начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш просил оставить протест заместителя прокурора Вурнарского района без удовлетворения, указав, что ч.1 ст.6.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования- обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее- санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. В соответствии с п.п.1, 2 ст.25.2 Федерального закона от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При организации питания детей в соответствии с п.1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню. В соответствии с подп. «и» п.1 ч.2 ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся). Согласно подп. «а» п.3 постановления Правительства РФ от 10.07.2013 года №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» образовательная организация размещает на официальном сайте условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, санитарно-эпидемиологические требования, закрепленные в санитарно-эпидемиологических правилах и гигиенических нормативах, устанавливающие обязанность образовательной организации размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания, в том числе ежедневное меню, отсутствуют. Данная обязанность закреплена в вышеуказанных нормативно-правовых актах. В соответствии с абзацами 2 и 3 п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении. Несмотря на то, что ч.1 ст.6.3 КоАП РФ и ч.1 ст.6.7 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, переквалификация в данном случае невозможна по следующим основаниям. Часть 1 ст.6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В данном случае действия (бездействие) директора МБОУ «<данные изъяты>»- Сорокина Г.Г. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. Действия (бездействие) директора МБОУ «<данные изъяты>»- Сорокина Г.Г. квалифицировать по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ также не представляется возможным, так как административная ответственность по данному составу наступает вследствие нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие обязанность образовательной организации размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания, в том числе ежедневное меню, отсутствуют. Действия (бездействие) директора МБОУ «<данные изъяты>»- Сорокина Г.Г. содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 КоАП РФ.

Рассмотрев протест, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Краснова Е.В., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Сорокина Г.Г., судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.1, 30.2, частями 1 и 3 ст.30.3 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из копии сопроводительного письма начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ <данные изъяты>- Сорокина Г.Г. по ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в прокуратуру Вурнарского района Чувашской Республики поступило ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-эпидемиологических мероприятий.

В соответствии с п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.29.9, п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиенический норматив- установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее- санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Статьей 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п.п.15, 21 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, розничной торговлей пищевыми продуктами и оказанием услуг в сфере общественного питания, обязаны предоставлять приобретателям или потребителям, а также органам государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с их компетенцией полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно п.1 ст.25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее- дети в организованных детских коллективах), а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при организации питания детей в соответствии с п.1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны: учитывать представляемые по инициативе родителей (законных представителей) сведения о состоянии здоровья ребенка, в том числе об установлении, изменении, уточнении и (или) о снятии диагноза заболевания либо об изменении иных сведений о состоянии его здоровья; размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню.

Согласно п.18 ч.1 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются также академические права на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации.

Согласно ч.1, п.3 ч.3 ст.44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с ч.1, подп. «и» п.1 ч.2, ч.3 ст.29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: информации, в том числе о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся). Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством РФ.

Согласно подп. «а» п.3, п.6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 года №582 образовательная организация размещает на официальном сайте также информацию об условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3-5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

Частью 2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в отношении должностных лиц в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие обязанность образовательных организаций размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневного меню, в настоящее время не предусмотрены.

Согласно ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия- организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Судья также считает, что нарушение, указанное в постановлении заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, то есть невыполнение директором МБОУ «<данные изъяты>- Сорокиным Г.Г. требования Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» о размещении на официальном сайте школы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневного меню не может быть квалифицировано по ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Невыполнение директором МБОУ «<данные изъяты>- Сорокиным Г.Г. требования Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» о размещении на официальном сайте школы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневного меню может быть квалифицировано как невыполнение противоэпидемических мероприятий, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено размещение на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» только информации об условиях питания, которая подлежит обновлению в течение десяти рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения в нее соответствующих изменений, но не ежедневного меню.

Как разъяснено в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.6.7 и ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, в соответствии со ст.23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ «<данные изъяты>- Сорокина Г.Г. подведомственно территориальному отделу Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш, назначаемое по ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказание не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Из смысла ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста суд может вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Судья считает, что допущенное при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «<данные изъяты>- Сорокина Г.Г. нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления, в связи с чем постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «<данные изъяты>- Сорокина Г.Г. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении- возвращению на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.3, 30.7, 30.9, 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Протест заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>- Сорокина <данные изъяты> отменить, дело об административном правонарушении в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>- Сорокина <данные изъяты> возвратить на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Вурнарского районного суда             О.А.Филиппов

12-13/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Прокурор Вурнарского района Чувашской Республики
Ответчики
Сорокин Георгий Геннадьевич
Суд
Вурнарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Филиппов О.А.
Статьи

ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vurnarsky--chv.sudrf.ru
01.02.2021Материалы переданы в производство судье
17.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.04.2021Вступило в законную силу
25.05.2021Дело оформлено
25.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее