Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-369/2022 ~ М-264/2022 от 08.06.2022

Дело № 2-369/2022

УИД № 24RS0003-01-2022-000573-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             07 октября 2022 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ФИО8 сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности по проведению очистки земельного участка от отходов; по проведению очистки населенного пункта <адрес> от сухой растительности, создании минерализованных полос, установлении указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ФИО9 сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку земельного участка в <адрес> Балахтинского района, имеющего координаты , относящегося к землям населенных пунктов, от отходов, отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (, продукция из древесины, утратившая потребительские свойства отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), возложении обязанности с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по очистке населенного пункта <адрес> от сухой растительности; возложении обязанности с момента вступления решения суда по созданию (обновлению) вокруг населенного пункта <адрес> противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, возложении обязанности с момента вступления решения суда в законную силу по установлению указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения в <адрес>, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведена проверка исполнения администрацией ФИО10 сельсовета Балахтинского района Красноярского края законодательства о пожарной безопасности, отходах производства и благоустройства территории, по результатам которых выявлены нарушения законодательства. В соответствии с Уставом администрации ФИО11 сельсовета к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселка, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселка, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории поселка, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселка в соответствии с указанными правилами. Так, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что на участке местности в <адрес> Балахтинского района, имеющего координаты имеющего координаты ; имеющего координаты , относящегося к землям населенных пунктов, складированы различного вида отхода, а именно: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), а также имеется сухая травянистая растительность. Обследование указанных земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалом из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельного участка. Таким образом, администрацией ФИО12 сельсовета Балахтинского района вопреки требованиям действующего законодательства в границах указанного земельного участка не произведена своевременная уборка мусора. В соответствии с постановлением правительства Красноярского края -п от ДД.ММ.ГГГГ населенный пункт <адрес> Балахтинского района включен в список населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году, однако в нарушение вышеуказанных положений закона не имеет минерализованной полосы шириной не менее 10 метров. Также, в нарушение п. 48 Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в котором указано, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их место расположения, в населенном пункте <адрес>, отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения. Кроме того, на территории общего пользования вышеуказанного населенного пункта, не очищены от сухой растительности в границах населенного пункта, что является нарушением п. 67 Постановления правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами проверки, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 10.06.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена: администрация Балахтинского района Красноярского края.

Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 07.07.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено: АО «ФИО13».

Определением Балахтинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу в части требований о возложении обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку земельного участка в <адрес>, имеющего координаты , относящегося к землям населенных пунктов, от отходов: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5); возложении обязанности с момента вступления решения суда в законную силу по установлению указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации ФИО14 Балахтинского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные пояснения по иску, согласно которым земельный участок, указанный в п. 1 исковых требований расположен вне черты населенного пункта <адрес> и за пределами территории муниципального образования. Согласно правоустанавливающих документов, земельный участок, имеющий координаты , принадлежит ФИО15., на праве собственности с 13.10.2009 г., в связи с чем, обязанность по очистке вышеуказанного земельного участка возлагается на ФИО16. По вопросу возложения обязанности по очистке населенного пункта <адрес> от сухой растительности в исковом заявлении не указано ни местоположение, ни ориентир территории общего пользования МО, то есть материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что муниципальное образование является правообладателем территории общего пользования, относительно которых вменяются нарушения. Данное нарушение является бездоказательным. ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ИП ФИО5 на создание минерализованных полос в соответствии с законодательством, шириной не менее 0,5 метров и шириной не менее 10 метров. Согласно представленной копии контракта, администрация Кожановского сельсовета обязуется до образования снежного покрова создать минерализованную полосу, шириной не менее 10 метров. Согласно выписки из ЕГРН на 3 сооружения водопроводной сети с кадастровыми номерами №№, зарегистрировано право собственности АО «<адрес>». В адрес АО «<адрес>» направлено письмо с требованием по установке указателей направления к источникам противопожарного водоснабжения в <адрес>. На территории <адрес> сельсовета расположено 17 пожарных гидрантов с №№ПГ91/1-ПГ92/17. Данные гидранты расположены на сетях водоснабжения (в колодцах) АО «Санаторий «Красноярское Загорье» и являются их неотъемлемой частью. АО «<адрес> Загорье» в настоящее время несет затраты по содержанию сетей водоснабжения и пожарных гидрантов. Следовательно, обязанность по установке указателей направления к источникам противопожарного водоснабжения в <адрес> возлагается на АО «<адрес> Загорье».

Представители третьих лиц администрации Балахтинского района Красноярского края, АО «<адрес>», в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п. 1 ст. 51 настоящего Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст.13).

Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 30 Закона о пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 12.04.2022 года №276-п «О введении особого противопожарного режима на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» на территории Балахтинского района Красноярского края введен особый противопожарный режим с 15.04.2022 года.

Статья 38 Закона о пожарной безопасности устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в числе прочего реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые действуют с 1 января 2021 г.

В соответствии с п. 48 Правил противопожарного режима направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края №1000-п от 30.12.2021 года <адрес>, включено в список населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Балахтинского района Красноярского края вынесено решение о проведении проверки в отношении пос/сельсоветов Балахтинского района на предмет проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

В рамках исполнения указанного решения ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Балахтинского района Красноярского края ФИО6 с участием государственного инспектора Балахтинского и Новоселовского районов по пожарному надзору ФИО7 произведен выезд в <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением правительства Красноярского края №1000-п от 30.12.2021 г. населенный пункт <адрес> включен в список населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году, однако в нарушение вышеуказанных положений закона не имеет минерализованной полосы шириной не менее 10 метров. Кроме того, на территории общего пользования вышеуказанного населенного пункта, не очищены от сухой растительности в границах населенного пункта, что является нарушением п. 67 Постановления правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»

В ходе судебного разбирательства вопреки утверждениям представителя ответчика о том, что в исковом заявлении не указано ни местоположение, ни ориентир территории общего пользования МО, то есть материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что муниципальное образование является правообладателем территории общего пользования, относительно которых вменяются нарушения, данное нарушение является бездоказательным. ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ИП ФИО5 на создание минерализованных полос в соответствии с законодательством, шириной не менее 0,5 метров и шириной не менее 10 метров, что указывает на добровольное исполнение требований прокурора в этой части исковых требований, каких-либо доказательств подтверждающих исполнение исковых требований в части исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустройства территории, суду не предоставлено.

Таким образом, бездействием администрации ФИО17 сельсовета Балахтинского района Красноярского края нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по проведению работы по очистке населенного пункта <адрес> от сухой растительности, созданию вокруг населенного пункта противопожарных минерализованных полос, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию ФИО18 сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 15.04.2023 года устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности, отходах производства и потребления:

- провести работы по очистке населенного пункта ФИО19 Балахтинского района Красноярского края от сухой растительности;

- создать (обновить) вокруг населенного пункта ФИО20 Балахтинского района Красноярского края противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2022 года.

2-369/2022 ~ М-264/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Кожановского сельсовета
Другие
АО "Санаторий "Красноярское Загорье"
администрация Балахтинского района Красноярского края
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2022Подготовка дела (собеседование)
07.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Судебное заседание
13.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Дело оформлено
04.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее