Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-620/2023 ~ М-544/2023 от 02.10.2023

Дело № 2-620/2023

УИД 37RS0016-01-2023-000772-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос. Пестяки                                                                                   09 ноября 2023 года

        Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Губиной О.Н.,

при секретаре Марковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Шаталова Е.А.,

представителя ответчика Смирновой Н.Н.,

представителей третьих лиц: Тюрикова Е.И., Симоновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2023 года в пос. Пестяки Ивановской области дело по иску прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области об обязании принятия мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории пос. Верхний Ландех Ивановской области в течение отопительного периода 2023-2024 годов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнеландеховского района Ивановской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (далее-Администрация) законодательства о местном самоуправлении, о теплоснабжении, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении.

Согласно п. 4 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения. В силу ч.ч. 3,4 ст. 14 Закона №131-ФЗ вопрос организации на территории сельских поселений теплоснабжения населения решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Исполнительно-распорядительным органом Верхнеландеховского муниципального района и Верхнеландеховского городского поселения является администрация муниципального района.

В соответствии с постановлениями Администрации от 05.07.2023 года №№293-п, 294-п ООО «Жилфонд-37» является единой теплоснабжающей организацией на территории района, в том числе, в пос. Верхний Ландех Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области. ООО «Жилфонд-37» по договору аренды от 30.06.2023 №1-Т, заключенному с Администрацией, переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты теплоснабжения, в том числе 4 котельные по адресу: <адрес> Согласно информации Администрации данные котельные отключены от электроснабжения, договор энергоснабжения между ООО «Жилфонд-37» и ООО «Ивановоэноргосбыт» не заключен. Администрацией принято постановление от 25.09.2023 №467-п о начале отопительного периода 2023/2024 гг. на территории Верхнеландеховского муниципального района с 01.10.2023 года. Проверкой установлено, что по состоянию на 02.10.2023 года работа вышеуказанных котельных не начата, выработка тепловой энергии и теплоснабжение населения, социально - значимых объектов и иных потребителей не осуществляется, что повлекло срыв начала отопительного периода и невозможность для населения и иных потребителей реализовать право на бесперебойное обеспечение теплом.

На основании изложенного истец просит обязать администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории п. Верхний Ландех Ивановской области. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В ходе рассмотрения дела прокурором Верхнеландеховского района уточнены исковые требования, согласно которым прокурор просит обязать администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории п. Верхний Ландех Ивановской области на период отопительного сезона 2023-2024 годов.

В судебном заседании помощник прокурора Шаталов Е.А. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Смирнова Н.Н. в судебном заседании в целом оспаривала принятые по делу меры обеспечения, выразившиеся в обязании администрацию заключить договор электроснабжения. Обстоятельства, указанные в исковом заявлении о том, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по принятию мер к организации теплоснабжения, с учетом уточнения исковых требований, признала. Суду пояснила, что организация, которая будет осуществлять теплоснабжение на территории пос. Верхний Ландех, найдена. 02 октября 2023 года на площадку выставлено муниципальное имущество для дальнейшего заключения концессионного соглашения. До этого времени велись переговоры с этой организацией.

Представитель третьего лица - ООО «Жилфонд-37» Тюриков И.Е., организация которого осуществляет в настоящее время теплоснабжение на территории пос. Верхний Ландех, по обстоятельствам искового заявления позицию высказать затруднился. Суду пояснил, что у организации нет возможности самостоятельно обеспечить теплоснабжение без установления тарифов. В настоящее время мазута осталось на 2 недели, угля примерно на месяц. Финансовое положение организации не позволяет самостоятельно закупать топливо.

Представитель третьего лица - ООО «Ивановоэнергосбыт» Симонова Е.Н. поддержала исковые требования прокурора.

Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения.

        В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, обязанность по организации теплоснабжения, его надлежащего обеспечения на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления.

          В соответствии с ч.1 ст.34 Устава Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района, утвержденного решением Совета Верхнеландеховского городского поселения от 24.11.2011года №27, полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения, исполняет администрация Верхнеландеховского муниципального района.

         Аналогичные положения содержатся в Уставе Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (принят решением Верхнеландеховского районного Совета от 06.09.2010 N 26) (ред. от 09.08.2023).

        Таким образом, вопросы организации теплоснабжения на территории пос. Верхний Ландех относятся к полномочиям администрации Верхнеландеховского муниципального района.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Верхнеландеховского района Ивановской области по заданию прокуратуры Ивановской области в период с 13 сентября 2023 года по 12 октября 2023 года проведена проверка администрации Верхнеландеховского муниципального района, целью которой являлось проверка обеспечения законности в сфере исполнения законодательства о местном самоуправлении, о теплоснабжении, о концессионных соглашениях, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе данной проверки установлено, что единой теплоснабжающей организацией на территории Верхнеландеховского района является ООО «Жилфонд-37» на основании договора аренды муниципального имущества от 30 июня 2023 года № 1-Т сроком на 11 месяцев, а также на основании постановления администрации района № 293-п от 05 июля 2023 года. На момент проведения проверки (22 сентября 2023 года) объекты теплоснабжения, а именно котельные 1, 2, 3, 4 отключены от электроснабжения. Из ответа главы администрации Верхнеландеховского муниципального района, датированного прокурору 14 сентября 2023 года, следует, что мера по заключению договора аренды объектов теплоснабжения с ООО «Жилфонд-37» является временной, то есть до окончания процедуры по заключению нового концессионного соглашения в соответствии с действующим законодательством.

Из рапорта помощника прокурора Верхнеландеховского района от 02 октября 2023 года, подготовленного в рамках проводимой проверки, следует, что постановлением администрации Верхнеландеховского муниципального района от 25 сентября 2023 года № 467-п отопительный сезон на период 2023/2024 на территории района начат с 01 октября 2023 года. Вместе с тем, ситуация с отсутствием электроснабжения 4-х котельных в п. Верхний Ландех не изменилась, данные котельные отключены от электричества, в силу чего их работа невозможна. Единая теплоснабжающая организация - ООО «Жилфонд-37» к теплоснабжению населения и иных потребителей п. В.Ландех не приступила.

Выявленные нарушения явились основанием для предъявления данного искового заявления в суд.

В силу положений п. 1, 5, 9 ч. 1 ст. 3 Закона № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Согласно п. 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.

Согласно пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила) исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу пп. «а» п. 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории пос. Верхний Ландех подача теплоснабжения осуществлялась ООО «Теплосети», в отношении которой введена процедура внешнего управления определением Арбитражного суда Ивановской области от 28 июля 2023 года на основании заявления ООО «Ивановоэнергосбыт» о признании ООО «Теплосети» несостоятельным (банкротом).

30 июня 2023 года между Администрацией Верхнеландеховского муниципального района и ООО «Жилфонд-37» заключен договор аренды муниципального имущества, в соответствии с которым ООО «Жилфонд-37» администрацией переданы, в том числе, котельные, расположенные по адресам: <адрес>-А; <адрес>А; <адрес>А; <адрес>, пер. Школьный, <адрес>.

Статьей 28.1 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 указанной нормы передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В силу части 3 статьи 28.1 названного Закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 данного Федерального закона (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

Из материалов дела следует, что имущество, переданное по договору аренды в ООО «Жилфонд-37», в том числе, котельные, расположенные по указанным выше адресам, ранее было передано по концессионному соглашению ООО «Теплосети». Срок эксплуатации переданного имущества превышает 5 лет, в связи с чем не могло быть передано по договору аренды в ООО «Жилфонд-37». Данное обстоятельство явилось основанием для отказа со стороны Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в удовлетворении заявления ООО «Жилфонд-37» для установления тарифов на тепловую энергию для потребителей Верхнеландеховского района на 2023 год. По этим же основаниям со стороны ООО «Ивановоэнергосбыт» было отказано в заключении договора электроснабжения вышеуказанных котельных, которые по причине наличия задолженности у ООО «Теплосети», были отключены от электроснабжения.

На момент рассмотрения дела в суде договор электроснабжения, в соответствии с которым осуществляется подача электроэнергии в котельные по указанным выше адресам, заключен между ООО «Ивановоэнергосбыт» и администрацией Верхнеландеховского муниципального района на срок до 31 декабря 2023 года. Теплоснабжение на территории п. Верхний Ландех осуществляется, однако, как установлено в судебном заседании, отопительный сезон 2023/2024 находится под срывом, поскольку теплоснабжающая организация ООО «Жилфонд-37» не может самостоятельно оказывать услуги теплоснабжения по указанным выше обстоятельствам (неустановление тарифов на тепловую энергию), в данной организации отсутствует достаточный финансовый ресурс на покупку теплоносителей (мазут, уголь), что следует из пояснений представителя третьего лица Тюрикова И.Е., его обращения в адрес главы администрации района от 02 ноября 2023 года, в котором он указывает, что в случае отказа в утверждении тарифа, теплоснабжение потребителей будет прекращено, работа котельных остановлена. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности ООО «Жилфонд-37», как единой теплоснабжающей организации, исполнять свои обязательства по теплоснабжению потребителей пос. Верхний Ландех, в связи с чем, в соответствии с указанными выше положениями Федеральных законов, на орган местного самоуправления, то есть администрацию Верхнеландеховского муниципального района должна быть возложена обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории п. Верхний Ландех.

Учитывая, что ООО «Жилфонд-37» не может исполнять свои обязательства в полном объеме, что может привести к прекращению работы котельных, требования прокурора с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.

Прокурор просит обратить к немедленному исполнению решение суда.

По положениям статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Непринятие незамедлительных мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории п. Верхний Ландех, отсутствие необходимого запаса угля и мазута, повлечет оказание услуг по отоплению ненадлежащего качества, либо оказание данной услуги со стороны ООО «Жилфонд-37» может быть прекращено, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем судебный акт подлежит обращению к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области об обязании принятия мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории пос. Верхний Ландех Ивановской области в течение отопительного периода 2023-2024 годов удовлетворить.

Обязать администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (ИНН: 3708000733, ОГРН: 1023701700604) принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории п. Верхний Ландех Ивановской области на период отопительного сезона 2023-2024 годов.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

        Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

            

Председательствующий:           подпись О.Н. Губина

            Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года.

2-620/2023 ~ М-544/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верхнерандеховского района
Ответчики
Администрация Верхнеландеховского района Ивановской области
Другие
ООО "Жилфонд-37"
ООО "Ивановоэнергосбыт"
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Губина Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
puchezhsky--iwn.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее