К делу № 12-56/2023 УИД 23MS0086-01-2023-001735-35
Решение
город Славянск-на-Кубани 17ноября 2023 года
Судья Славянского городского суд Краснодарского края |
Пелюшенко Ю.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО на определение мирового судьи судебного участка № 86 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северского Г.Ю. от 23 августа 2023 года,
установил:
УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО обратился в Славянский городской суд Краснодарского края с жалобой на определение мирового судьи судебного участка № 86 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северского Г.Ю., от 23 августа 2023 года, в обоснование заявленных требований указав, что мировым судьей указанного судебного участка (...) по делу № 5-246/2023 вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении (...) от (...), и других материалов дела в отношении ФИО, (...) года рождения, привлекаемой по ст. 6.1.1 КоАП РФ. В своем определении мировой судья судебного участка № 86 г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северский Г.Ю. ссылается на п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях», согласно которого, при подготовке дела, судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:а) судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственнойгражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.В соответствии с п. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, в случаях совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, проводится административное расследование.Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, сведений, допроса лиц, проживающих в другой местности.Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.Согласно материалов дела, по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности ФИО, по ст. 6.1.1 КоАП РФ, административное расследование не возбуждалось, то есть не проводилось должностным лицом, что является существенным нарушением, препятствующим рассмотрению дела по существу.Считает, что данное определение вынесено мировым судьей с/у № 86 г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северским Г.Ю., является необоснованным,так как (...) в Отдел МВД России по Славянскому району поступило сообщение от ФИО, (...) г.р., проживающей по адресу: (...), по факту получения телесных повреждений ее малолетним сыном ФИО, (...) Данный материал был зарегистрирован в КУСП(...) от (...), с указанием провести проверку в порядке УПК РФ. В рамках проведения проверки по указанному материалу были опрошены все очевидцы произошедшего, атакже назначена судебно-медицинская экспертиза. Согласно заключения эксперта (...) от (...), выявленные телесные повреждения у ФИО расцениваются как повреждения, не причинившие вредздоровью человека. В результате чего было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, от (...), по ст. 116 УК РФ, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие состава преступления), в отношении ФИО, и выделен материал в отдельное производство в порядке КоАП РФ за (...) от (...), так как в действиях ФИО содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.(...) в отношении ФИО был составлен административный протокол (...) по ст. 6.1.1 КоАП РФ.В связи с тем, что в ходе проведения проверки по материалам КУСП (...), от (...), в порядке УПК были проведены все исчерпывающие процессуальные мероприятия на установление всех обстоятельств произошедшего и дальнейшей квалификации деяния ФИО, считает, что возбуждение административного расследования по материалу КУСП (...) от (...).не целесообразно,согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при примирении Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях».Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, указанных выше лиц, направленных на выявление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, сведений, допроса лиц, проживающих в другой местности.В соответствии с обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5(2017), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 г., в случае если административное расследование не осуществлялось, а проводились действия в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 и ст. 7.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.На основании изложенного просит суд отменить определениемирового судьи судебного участка № 86 г. Славянска-на-Кубани Северского Г.Ю. по делу № 5-246/2023, от (...), и принять решение в соответствии с Кодексом об административных правонарушения Российской Федерации, предусмотренным ст. 6.1.1 КоАП РФ; определить подсудность; в случае отмены определения, направить дело об административном правонарушениидля рассмотрения мировому судье.
(...) от УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО в Славянский городской суд поступило ходатайство о восстановлении срока обжалования определения по делу № 5-246/2023 от 23 августа 2023 г. мирового судьи судебного участка № 86 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края, в связи с тем, что указанное постановление им получено (...).
В судебном заседании УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО поддержал доводы поданной им жалобы и просил суд её удовлетворить.
ФИО, в отношении которой составлен протокол об административном правонарушении (...) от (...) по ст. 6.1.1 КоАП РФ, в судебном заседании согласилась с жалобой УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО
Законный представитель малолетнего Е.Д. – ФИО в судебном заседании поддержала доводы жалобы УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судом установлено, что копия определение мирового судьи судебного участка № 86 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО получена (...).
Жалоба УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО на определение мирового судьи судебного участка № 86 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северского Г.Ю., от (...), поступила в Славянский городской суд 06.10.2023 г., то есть в срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, в связи с чем основания для восстановления указанного срока отсутствуют.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из определения мирового судьи судебного участка № 86 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края Северского Г.Ю., от (...), (...) на судебный участок № 86 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края мировому судье поступил материал об административном правонарушении от 21.08.2023 г., в отношении ФИО, которая совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 КоАП РФ, то есть нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.Изучив представленные материалы, мировой судья приходи к следующему.Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:а) судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ. в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможностьназначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.В соответствии с п. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ проводится Административное расследование.Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.Согласно материалам дела, по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности ФИО по ст. 6.1.1 КоАП РФ, административное расследование не возбуждалось, то есть не проводилось должностным лицом, что является существенным нарушением, препятствующим рассмотрению дела по существу.Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.Доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 2 ст. 28.8. КоАП РФ, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).В нарушение указанных требований материал об административном правонарушении от (...), в отношении ФИО, поступил (...) Срок направления материала об административном правонарушении составил 2 суток.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.С учетом вышеизложенного мировой судья счел необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган их составившему - ОМВД России по Славянскому району.На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях,мировой судья протокол об административном правонарушении (...) от (...) и другие материалы дела в отношении ФИО (...) года рождения, привлекаемого по ст. 6.1.1 КоАП РФ возвратил ОМВД России по Славянскому району.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 "Побои" и ст. 7.27 "Мелкое хищение" данного кодекса, проводится административное расследование.
Из материалов дела по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности ФИО по ст. 6.1.1 КоАП РФ, следует, что административное расследование не возбуждалось.
В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках досудебного производства по уголовному делу, УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Славянскому району ФИО пришел к выводу об отсутствии в деянии ФИО состава преступления и (...) вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ, административным расследованием являются процессуальные мероприятия, совершенные с соблюдением формы и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях. С учетом этого не являются административным расследованием действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, в результате которых должностным лицом определяется наличие или отсутствие признаков состава преступления.
Указанный подход соответствует подп. "а" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Между тем, любые фактические данные, полученные в иных предусмотренных законом формах, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Таким образом, обстоятельства дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 или 7.27 КоАП РФ, могут быть установлены как на основании результатов административного расследования, так и мероприятий, проведенных в иных предусмотренных законом формах.
Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об указанных административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
В случае, если административное расследование не осуществлялось, а производились действия в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 и 7.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что мировой судья судебного участка № 86 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края Северский Г.Ю. необоснованно пришел к выводу о подсудности по материала об административном правонарушении в отношении ФИО, (...) года рождения, привлекаемой по ст. 6.1.1. КоАП РФ, судьям суда общей юрисдикции, в связи с чем вынесенное определение от 23 августа 2023 года по материалу об административном правонарушении в отношении ФИО, (...) года рождения, привлекаемой по ст. 6.1.1. КоАП РФ, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Определение мирового судьи судебного участка № 86 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северского Г.Ю. от 23 августа 2023 года по материалу об административном правонарушении в отношении ФИО, (...) года рождения, привлекаемой по ст. 6.1.1. КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО по ст. 6.1.1 КоАП РФ направить на рассмотрение мировому судье судебного участка № 86 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Северскому Г.Ю.
Копия верна Согласовано
Судья Пелюшенко Ю.Н.