№2-9027/2023
03RS0003-01-2023-005368-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Кашаповой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой Татьяны Александровны к Абдуллину Александру Сергеевичу, Абдуллину Сергею Мингалеевичу, Жмакину Сергею Александровичу о признании недействительным договора дарения квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Гаврилова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Абдуллину А.С., Абдуллину С.М., Жмакину С.А. о признании недействительным договора дарения доли квартиры, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ между Гавриловой Т.А. и Абдуллиным А.С., Абдуллиным С.М., Жмакиным С.А. заключен договор дарения по 1/300 доли <адрес>, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, кадастровый №.
Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между Гавриловой Т.А. и Абдуллиным А.С. заключен договор купли-продажи, согласно которому Гаврилова Т.А. продала принадлежащую ей на праве общей долевой собственности 147/300 доли в <адрес>, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, кадастровый №. Денежные средства по указанному договору переданы не были, в связи с чем истец обратилась в суд.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 11.07.2019 г. договор купли-продажи от 18.05.2016 расторгнут, право собственности Абдуллина А.С. на вышеуказанную долю в квартире было прекращено и признано за Гавриловой Т.А.
Истец считает договор дарения от 17.03.2016 г. притворной сделкой, заключенный с целью ухода от уплаты налогов, а также способом обойти положения ст. 250 ГК РФ о преимущественном праве покупки сособственником доли при выкупе оставшихся 147/300 долей в праве общей долевой собственности на квартиру.
В связи с изложенным, истец просит суд признать недействительным и расторгнуть договор дарения долей в квартире, площадью 58,6 кв.м, расположенной по адресу: РБ, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Применить последствия недействительности сделки и прекратить право собственности Абдуллина А.С. на 1/300 доли, Абдуллина С.М. на 1/300 доли, Жмакина С.А. на 1/300 долю в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 58,6 кв.м, расположенной по адресу: РБ, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес>.
Признать за Гавриловой Т.А. право собственности на 3/300 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, площадью 58,6 кв.м, расположенной по адресу: РБ, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес>, исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности на спорное имущество за Абдуллиным А.С., Абдуллиным С.М., Жмакиным С.А.
Истец Гаврилова Т.А. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Сазонова И.В., по доверенности от 09.11.2018, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчики Абдуллин А.С., Абдуллин С.М., Жмакин С.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков Гусев А.М., по доверенности от 18.11.2022, исковые требования признал.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что признание иска ответчиками является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, ответчикам разъяснены последствия признания иска, суд принимает признание иска ответчиком.
Третье лицо Босова А.Р., Управление Росреестра по РБ, не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Золотникова Ю.И., по доверенности от 05.07.2023, против удовлетворения исковых требований не возражала.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя истца, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В целях реализации указанного выше правового принципа абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" добросовестным поведением, является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм и разъяснений под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
Под злоупотреблением субъективным правом следует понимать любые негативные последствия, явившиеся прямым или косвенным результатом осуществления субъективного права.
По своей правовой природе злоупотребление правом - это всегда нарушение требований закона, в связи с чем злоупотребление правом, допущенное при совершении сделок, влечет ничтожность этих сделок, как не соответствующих закону (статьи 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для установления наличия или отсутствия злоупотребления участниками гражданско-правовых отношений своими правами при совершении сделок необходимо исследование и оценка конкретных действий и поведения этих лиц с позиции возможных негативных последствий для этих отношений, для прав и законных интересов иных граждан и юридических лиц.
Следовательно, по делам о признании сделки недействительной по причине злоупотребления правом одной из сторон при ее совершении обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения спора и подлежащими установлению, являются наличие или отсутствие цели совершения сделки, отличной от цели, обычно преследуемой при совершении соответствующего вида сделок, наличие или отсутствие действий сторон по сделке, превышающих пределы дозволенного гражданским правом осуществления правомочий, наличие или отсутствие негативных правовых последствий для участников сделки, для прав и законных интересов иных граждан и юридических лиц, наличие или отсутствие у сторон по сделке иных обязательств, исполнению которых совершение сделки создает или создаст в будущем препятствия.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Гавриловой Т.А. и Абдуллиным А.С., Абдуллиным С.М., Жмакиным С.А. заключен договор дарения по 1/300 доли <адрес>, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, кадастровый №.
Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между Гавриловой Т.А. и Абдуллиным А.С. заключен договор купли-продажи, согласно которому Гаврилова Т.А. продала принадлежащую ей на праве общей долевой собственности 147/300 доли в <адрес>, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, кадастровый №.
Денежные средства по указанному договору переданы не были, в связи с чем истец обратилась в суд.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № расторгнут, право собственности Абдуллина А.С. на вышеуказанную долю в квартире о прекращено и признано за Гавриловой Т.А.
Истец считает договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ притворной сделкой, заключенный с целью ухода от уплаты налогов, а также способом обойти положения ст. 250 ГК РФ о преимущественном праве покупки сособственником доли при выкупе оставшихся 147/300 долей в праве общей долевой собственности на квартиру.
Как предусмотрено п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.
Согласно п. 3 ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
огласно п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна.
Как разъяснено в п. 87 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.
По смыслу действующего законодательства притворная сделка ничтожна потому, что не отражает действительных намерений сторон. Общим правилом является применение закона, относящегося к прикрытой сделке, при этом она представляет собой произвольную комбинацию условий, прав и обязанностей, не образующих известного Кодексу состава сделки, и также может выходить за рамки гражданских сделок. Применение закона, относящегося к прикрытой сделке, состоит в оценке именно тех ее условий, которые указаны в законах, на которые ссылается истец.
Для признания сделки недействительной по мотиву ее притворности необходимо установить, что воля обеих сторон была направлена на совершение сделки, отличной от заключенной, а также, что сторонами в рамках исполнения притворной сделки выполнены все существенные условия прикрываемой сделки.
Сторонами не оспаривалось, что после заключения сделки, занимаемое истцом спорное жилое помещение не освободила, а ответчики мер к вселению в спорную квартиру не предпринимали, судьбой перешедшего к ним в собственность имущества не интересовались, в квартире не проживали, коммунальные услуги не оплачивали.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь ст. ст. 1, 10, 170, 209, 218, 246, 421, 432, 454, 572 ГК РФ, приходит к выводу о том, что сделка по дарению доли квартиры совершена с целью ее продажи в обход права преимущественной покупки.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 58,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░. №, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3/300 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 58,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░. №, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/300 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 58,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, №, ░░░░░░░░░░░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.12.2008 ░. № 262-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.09.2023.