Дело №
55RS0026-01-2024-000250-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Набока А.М., при секретаре судебного заседания Спешиловой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 01 марта 2024 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что данный объект недвижимого имущества поставлен на учет в качестве бесхозяйного более трех месяцев назад, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В течение этого времени с момента постановки объекта на учёт как бесхозяйного никто своих прав на данные объекты не заявлял. Сведения об эксплуатирующей организации заявитель не обладает. На основании изложенного, просит признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на данный объект как бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя Администрации Омского муниципального района Омской области участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Омской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, АО «Омскгазстройэксплуатация», АО "Транснефть - Западная Сибирь" в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Заинтересованные лица Буц С.А., Лейфер Л.Ю., Лейфер А.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Статьей 7 названного выше названного Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает понятие охранной зоны газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Кроме того, в преамбуле названного нормативно-правового акта указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального законараспространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Таким образом, названный закон распространяет свое действие на безопасность государства, исключая аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, обеспечивая безопасность к предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В свою очередь требования администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес> направлены на обеспечение мониторинга и готовности эксплуатации опасного производственного объекта в рамках наделенных полномочий органов местного самоуправления.
По информации, представленной ППК «Роскадастр» по Омской области, в Единый государственный реестр недвижимости 07.11.2023 внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес>
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений Омской области в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация об испрашиваемом объеме недвижимости.
Согласно справки, предоставленной Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» следует, что сведения о праве собственности на объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: Омская область, Омский район, п. Горячий ключ, ул. Мира, отсутствуют.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не состоит.
Как следует из ответа АО «Омскгазстройэксплуатация» газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес> находится на технической эксплуатации АО «Омскгазстройэксплуатация», является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.
Из ответа АО «Омскоблгаз» следует, что газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес> на технической эксплуатации АО «Омскоблгаз» не находится, технической документации на него не имеется.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, установленными законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца.
Заявителем выбран способ защиты права путем обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
По истечении более 3-х месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проанализировав представленные материалы, суд установил, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника и принят на учёт в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 170 м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п А.М. Набока
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2024 года.