АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2023 года. по делу №11-2/2024
(дело №2-2010/2023, УИД 43MS0044-01-2023-002529-58,
судебный участок №40 Слободского судебного
района Кировской области)
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Баранова И.С., при секретаре Драчковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Слободском Кировской области апелляционную жалобу Меньчикова Константина Николаевича на решение мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 06.10.2023 по гражданскому делу по иску КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» к Меньчикову Константину Николаевичу о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
которым постановлено исковые требования удовлетворить, взыскать с Меньчикова Константина Николаевича в пользу КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» необоснованно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 48270,69 руб., государственную пошлину в сумме 1648,12 руб.,
УСТАНОВИЛ:
решением мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 06.10.2023 удовлетворены исковые требования КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» (далее - Управление) к Меньчикову К.Н. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с Меньчикова К.Н. взыскана необоснованно полученная сумма субсидии в размере 48270,69 руб., государственная пошлина в сумме 1648,12 руб.
В апелляционной жалобе Меньчиков К.Н. просит отменить принятое судом решение, полагая его незаконным и необоснованным, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
При этом податель жалобы указывает, что судом не учтены требования законодательства о возврате получателем излишне выплаченных в качестве мер социальной поддержки денежных средств только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Доказательств этому не представлено. При приёме документов на предоставление субсидии истец никогда не требовал справку о доходах, не доводил информацию о том, что продажа недвижимого и движимого имущества является доходом. Также считает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Ответчик Меньчиков К.Н. в судебном заседании настаивал на доводах и требованиях апелляционной жалобы.
Представитель Управления Цветова М.А. в судебном заседании поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения, суд приходит к следующему.
Согласно материалам Меньчиков К.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>.
21.06.2019 Меньчиков К.Н. обратился в Управление с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Управления от 02.07.2019 №247389 Меньчикову К.Н. назначена субсидия в размере 2280,83 руб. ежемесячно на период с 01.07.2019 по 31.12.2019.
20.12.2019 Меньчиков К.Н. вновь обратился в Управление с заявлением о предоставлении указанной социальной выплаты в виде субсидии.
Решением Управления от 13.01.2020 №4672Меньчикову К.Н. назначена субсидия в размере 4967,96 руб. ежемесячно на период с 01.01.2020 по 30.06.2020.
На период с 01.07.2020 по 30.06.2021 субсидия предоставлена ответчику в беззаявительном порядке, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Размер выплаченной субсидии составил 48270,69 руб.
23.06.2021 Меньчиков К.Н. вновь обратился в Управление с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по результатам рассмотрения которого решением Управления от 05.07.2021№859 отказано в предоставлении субсидии в связи с превышением дохода.
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила), уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в различные органы и организации.
Для проверки представленных Меньчиковым К.Н. сведений о его доходах и доходах членов его семьи Управлением направлен запрос в УФНС России по Кировской области.
Мировым судьей, а также в настоящем судебном заседании, установлено, что налоговым органом на основании межведомственного запроса предоставлена информация о получении Меньчиковым К.Н. дохода: в 2020 г. - от продажи транспортных средств в размере 250000 руб. и 595000 руб.; в 2019 г. - от продажи транспортного средства в размере 600000 руб. и от продажи квартиры в размере 3710000 руб.
Как следует из мотивированного решения Управления от 19.10.2021 №560 истцом осуществлен перерасчет по доходу (с учетом полученного ответчиком дохода от продажи транспортных средств и квартиры), неучтенного ранее, произведено сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату коммунальных услуг, установлен факт переплаты Меньчикову К.Н. мер социальной поддержки. Принято решение предложить возвратить необоснованно полученные в качестве субсидии денежные средства, а при отказе взыскать их в судебном порядке.
Требование Управления о возврате необоснованно полученных денежных средств в срок до 31.12.2021 ответчиком не исполнено.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1102 ГК РФ, ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, требованиями Правил, исходил из того, что Меньчиков К.Н. при обращении в Управление с заявлениями о назначении субсидии представил недостоверные сведения о доходах, скрыв вырученные от продажи автомобилей и квартиры денежные средства, что привело к неправильному расчету субсидии за периоды с 01.06.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, 01.01.2021 по 30.06.2021, и, как следствие, необоснованной выплате денежных средств в размере 48270,69 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Пунктом 8 Правил (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что для получения субсидии граждане и члены семей граждан представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, приведенным в п. 23, 24 и 25 Правил, и зависит от совокупного дохода семьи.
Пунктом 32 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Согласно пп. «а» п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.
Пункт 1 вышеназванного перечня видов доходов предусматривает, что при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), к которым относятся доходы от реализации транспортных средств.
В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пп. «в» п. 60 Правил).
В соответствии с п. 61 Правил при наличии условий, указанных в подпункте «в» пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных нормативных положений следует, что при определении размера субсидии в спорный период учету подлежали доходы ответчика и членов его семьи, в том числе доход ответчика, полученный от реализации транспортных средств, жилого помещения.
Вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период ответчику необоснованно выплачивалась субсидия в размере, установленном без учета вырученных от продажи транспортных средств и жилого помещения денежных средств, является верным.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что полученная ответчиком за оспариваемый период времени сумма субсидии является неосновательным обогащением, поскольку ответственность за предоставление достоверных сведений и документов для назначения субсидии возлагается на её получателя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт недобросовестного поведения ответчика при получении субсидии нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку Меньчиков К.Н. представил в Управление заведомо недостоверную информацию о своих доходах, имеющую существенное значение для предоставления субсидии (не сообщил сведения обо всех своих доходах, о которых не мог не знать), что повлекло за собой необоснованную выплату.
Оценивая доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, мировой судья на основании ст. 196 ГК РФ пришел к правильному выводу, что истцом не пропущен срок исковой давности, поскольку о необоснованном получении выплат истцу стало известно после получения информации по запросу от налогового органа, а именно 06.07.2021. Ранее указанной даты обязанность по сплошной проверки представленных Меньчиковым К.Н. сведений у Управления отсутствовала.
При изложенных обстоятельствах нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 06.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Меньчикова Константина Николаевича - без удовлетворения.
Судья: И.С. Баранов
Мотивированное апелляционное определение суда составлено 20.12.2023.