Судья: Демихова Л.В. адм.дело № 33а-3437/2023
(2а-3443/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 17 ноября 2022 г. по административному делу № 2а-3443/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сызрань, МУП «СПАТП» городского округа Сызрань об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы представителя административного истца прокурора Дёминой В.В., представителя административного ответчика (по доверенности) Андреевой Н.П., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сызрань, Муниципальному унитарному предприятию г.о. Сызрань Самарской области «Ссызранское пассажирское автотранспортное предприятие (далее - МУП «СПАТП») об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой города Сызрани в рамках рассмотрения обращения граждан проведена проверка, входе которой в деятельности администрации г.о. Сызрань выявлены нарушения требований законодательства о транспортном обеспечении населения выраженные в длительном непринятии мер по обеспечению графика и расписания движения муниципальных автобусов регулярных пассажирских маршрутных перевозок, а также обеспечению права на льготный проезд для социально-уязвимых категорий граждан.
По выявленным нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства о муниципальной собственности прокуратурой города 26.04.2022 в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление № № об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого установлено, что администрацией г.о. Сызрань как учредителем МУП «СПАТП» г.о. Сызрань, должные меры по дополнительному финансированию МУП «СПАТП» в целях увеличения штата водителей предприятия не принимаются, положительная динамика на протяжении более 12 месяцев отсутствует в указанной части.
По информации КЖКХ администрации г.о. Сызрань от 22.09.2022 № 3881 до настоящего времени МУП «СПАТП» г.о. Сызрань допускается нарушение расписания и графика движения автобусов по причине отсутствия персонала (водителей).
Допущенное органом местного самоуправления бездействие свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанности по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа и нарушении прав жителей г.о. Сызрань и нарушение прав граждан на проезд по единым социальным проездным билетам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных административных исковых требований, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Сызрань по непринятию мер по устранению нарушений, изложенных в представлении прокуратуры г. Сызрани от 26.04.2023 № №; обязать администрацию г.о. Сызрань и МУП «СПАТП» устранить допущенные нарушения, провести необходимые организационно - распорядительные и финансовые мероприятия в целях соблюдения МУП «СПАТП» графика и расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обязать МУП «СПАТП» провести необходимые организационно-распорядительные и финансовые мероприятия в течение 3 месяцев с даты выделения денежных средств и обеспечить соблюдение графика и расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 17 ноября 2022 г. административное исковое заявление заместителя прокурора г. Сызрани, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено (л.д. 190-196).
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Сызрань Самарской области решение суда просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 199-200).
В судебном заседании представитель административного ответчика (по доверенности) Андреева Н.П., просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель административного истца прокурор Дёмина В.В. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Главы администрации городского округа Сызрань от 20.04.2006 № № создано МУП «СПАТП» г.о. Сызрань.
Согласно Уставу МУП «СПАТП» г.о. Сызрань, утверждённому Постановлением Главы администрации г.о. Сызрань Самарской области от 15.05.2006 № № предметом деятельности предприятия является осуществление пассажирских перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также оказание связанных
с этими перевозками услуг.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 № № «Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан» в целях исполнения указанных выше положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена реализация права льготного проезда, согласно которой реализация права льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам на транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области, электронной карты «Карта жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области», электронной карты «Карта жителя Самарской области путем оплаты стоимости через сеть пунктов пополнения в размере <данные изъяты> руб.».
Число поездок, совершаемых с использованием социальной карты жителя Самарской области, электронной карты «Карта жителя Самарской области» составляет не более девяноста поездок в месяц, за исключением случаев, установленных Правительством Самарской области.
Прокуратурой города Сызрани в рамках рассмотрения обращения граждан проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о транспортном обеспечении населения
в деятельности администрации г.о. Сызрань, выраженные в длительном непринятии мер по обеспечению графика и расписания движения муниципальных автобусов регулярных пассажирских маршрутных перевозок, а также обеспечению права на льготный проезд для социально-уязвимых категорий граждан.
В ходе проверки установлено, что на территории г.о. Сызрань на протяжении 2021, 2022 годов складывается негативная ситуация неоднократного нарушения МУП «СПАТП» г.о. Сызрань установленного расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок.
Причинами нарушения расписания движения транспортных средств является длительная неукоплектованность водительского состава предприятия, которая составляла <данные изъяты> % от штатного расписания.
Администрацией г.о. Сызрань как учредителем МУП «СПАТП» г.о. Сызрань, должные меры по дополнительному финансированию МУП «СПАТП» в целях увеличения штата водителей предприятия не принимаются, положительная динамика на протяжении более <данные изъяты> месяцев отсутствует в указанной части.
На 2022 год осуществлено финансирование МУП «СПАТП» г.о. Сызрань только на <данные изъяты> % от расчетной потребности предприятия (выделено 30005500 рублей при запланированном финансировании в <данные изъяты> рублей).
По выявленным нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства о муниципальной собственности Прокуратурой города в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление об устранении нарушений от 26.04.2022 № №.
По результатам рассмотрения указанного представления администрацией г.о. Сызрань предоставлен ответ, из которого следует, что финансирование мероприятий в целях соблюдения МУП «СПАТП» графика и расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок не предусмотрено местным бюджетом.
По информации КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от 22.09.2022 № № до настоящего времени МУП «СПАТП» г.о. Сызрань допускается нарушение расписания и графика движения автобусов по причине отсутствия персонала (водителей).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие администрации г.о. Сызрани и МУП «СПАТП» не соответствует закону, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку длительное непринятии мер по обеспечению графика и расписания движения муниципальных автобусов регулярных пассажирских маршрутных перевозок создает препятствия для реализации ими права на льготный проезд для социально-уязвимых категорий граждан, в связи с чем пришел к выводу
о признании указанного бездействие незаконным и возложил на административных ответчиков обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа в силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим же законом вопросов местного значения.
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право создавать муниципальные предприятия для решения вопросов местного значения, в частности, транспортного обслуживания населения, с исполнением в отношении данных предприятий полномочий учредителя, с правом утверждения Устава предприятия и внесения в него изменений.
В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация (юридическое лицо), имеющая гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, которые закреплены в уставе предприятия, нести связанные с этой деятельностью обязанности. При этом учредителем муниципальных унитарных предприятий выступает орган местного самоуправления, являющийся собственником имущества предприятия, который определяет цели и предмет деятельности учрежденного унитарного предприятия в утверждаемом уставе.
Согласно п. 1.3 Устава МУП «СПАТП» г.о. Сызрань, утвержденному Постановлением Главы администрации г.о. Сызрань Самарской области от 15.05.2006 № №, учредителем предприятия является Муниципальное образование городского округа Сызрань в лице администрации
г.о. Сызрань.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Комитет имущественных отношений администрации городского округа Сызрань.
При этом, пунктом 3.2 Устава предусмотрено, что источником дохода имущества МУП «СПАТП» г.о. Сызрань, в том числе финансовых ресурсов, являются: средства, выделяемые целевым назначением из бюджета городского округа Сызрань.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, применительно к вышеприведенным нормам материального права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрация в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана провести необходимые организационно-распорядительные и финансовые мероприятия, в том числе в целях соблюдения МУП «СПАТП» графика и расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок является обязанностью городского округа Сызрань.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокуратурой не указано в чем выражается бездействие Администрации г.о. Сызрань, судебной коллегией отклоняется, поскольку установлены неоднократные нарушения МУП «СПАТП» г.о. Сызрань установленного расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок. Причинами нарушения расписания движения транспортных средств является длительная неукоплектованность водительского состава предприятия, которая составляла <данные изъяты> % от штатного расписания. Вместе с тем Администрацией г.о. Сызрань как учредителем МУП «СПАТП» г.о. Сызрань должные меры по увеличению штата водителей предприятия не принимаются.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции также пришел к верному выводу о том, что согласно вышеуказанным положениям действующего законодательства орган местного самоуправления - администрация г.о. Сызрань, являясь учредителем МУП «СПАТП» г.о. Сызрань, обязана провести необходимые организационно-распорядительные и финансовые мероприятия.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания суда первой инстанций, в апелляционной жалобе не содержится.
С доводом апелляционной жалобы о пропуске по делу срока обращения в суд судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов административного дела, поводом для обращения в суд послужило длительное и неоднократное в течение 2021-2022 г.г. неисполнение требований федерального законодательства органом местного самоуправления, а именно регулярное нарушение МУП «СПАТП» г.о. Сызрань установленного расписания движения маршрутных транспортных средств регулярных пассажирских перевозок, а значит, срок для обращения в суд не пропущен.
Вместе с тем, надлежащих доказательств того, что административным ответчиком Администрацией г.о. Сызрань предпринимались меры по устранению указанных нарушений, не представлено.
Таким образом, у судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, оспариваемые действия администрации г.о. Сызрань нельзя признать законными и обоснованными.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 17 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: