Судья: Коновалова А.И. адм. дело N 33А-2909/2022
(дело № 2а-2211/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 апреля 2022 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е. и Туляковой О.А.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-2211/2021 по апелляционной жалобе Фроловой Натальи Юрьевны на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Фроловой Натальи Юрьевны к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконными и отмене постановления от 03.03.2021 года № 4040, обязании совершить действия по снятию земельного участка с кадастрового учета
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
установила:
Административный истец – обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать постановление администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории кадастрового квартала №, образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №» – незаконным и устранить нарушения прав административного истца путем снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета и восстановлении в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №
В основании требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в администрацию г.о.Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года № отказано административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 143 кв. м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 807 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> отнесенного к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 2 пункта 16 статьи 10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: местоположение испрашиваемого земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с принятым постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ года № 4040 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории кадастрового квартала № образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №», срок действия которого не истек. Административный истец с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года не согласен, считает его не правомерным, нарушающим его права, поскольку административный ответчик при согласовании схемы на перераспределение земельного участка Молчанову А.В. (лицо, в пользу которого вынесено обжалуемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года) не учел п. 11.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 года № 1034/пр), п. 11.11 «СП 42.13330.2016.» в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог. Также, Молчанов А.В. оформил в собственность путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № вышеуказанный проезд в собственность, тем самым перекрыв доступ к земельному участку Фроловой Н.Ю. С западной стороны земельного участка с кадастровым номером № рельеф с уклоном и засыпан строительным мусором, т.е. овраг не укреплен и представляет угрозу безопасному проезду транспорта. Таким образом, у Фроловой Н.Ю. доступ и иные проезды к своему земельному участку отсутствуют. Административный истец узнала о нарушении своих прав только после получения постановления об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором имеется ссылка на обжалуемое постановление.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 декабря 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано (л.д.106-108).
В апелляционной жалобе административный истец Фролова Н.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д.120-123).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Фролова Н.Ю., представитель административного истца по доверенности Савковский Д.Г. просили решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном интернет-сайте Самарского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле /пункт 4 части 1 ст. 310 КАС РФ/.
В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе стороны (административный истец и административный ответчик) и заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (п.п.4,5 ст. 37 КАС РФ).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в дела, и других участников процесса.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции определениями в протокольной форме были привлечены к участию в деле: в качестве заинтересованных лиц Молчанов А.В., кадастрового инженера Учайкина В.В., Департамент капитального строительства и архитектуры администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области, Центр ГИМС главного управления МЧС России по Самарской области Новокуйбышевское инспекторское отделение.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 3 названного Закона).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона о регистрации).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона).
Административным истцом заявлены требования о снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета и восстановлении в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №, то связанные с осуществлением государственного кадастрового учета. Вместе с тем, орган, осуществляющий государственный учет, к участию в деле не привлечен.
Также из материалов административного дела следует, что административным истцом в качестве обоснования нарушения прав указано нарушение требований пожарной безопасности.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, является МЧС России.
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" от 9 ноября 2001 г. N 1309 Государственная противопожарная служба была передана из ведения МВД России в ведение МЧС России и составила отдельное структурное подразделение.
Государственная инспекция по маломерным судам также включена в структуру МЧС и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет 2 вида надзора: государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях; федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах.
Вместе с тем, судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено ГИМС ГУ МЧС по Самарской области в отсутствие доказательств, что права и обязанности данного органа могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Таким образом, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в принятии судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле, а также принципа состязательности и равноправия сторон, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что служит основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду при принятии решения надлежит определить надлежащий круг лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчиков – Управление Росреестра по Самарской области, разрешить вопрос о надлежащих заинтересованных лицах, участвующих в деле, выяснить вопрос о правообладателях земельного участка с кадастровым номером №, запросив выписку из ЕГРН. С учетом установленных обстоятельств, судом первой инстанции необходимо разрешить вопрос о виде гражданского судопроизводства в котором подлежит рассмотрению данный спор, исходя из того, что исковые требования заявлены и рассмотрены в порядке 22 главы КАС РФ, разрешение вопроса о снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета связано с правом собственности на указанный земельный участок, а нарушение прав собственника при наличии спора о праве не может быть разрешено в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 декабря 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: