Судья: Бабкин С.В. Апел. гр. дело № 33-3421/2023
УИД: 63RS0025-01-2022-003666-71
(н.гр.д.суда первой инстанции №2-3835/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Занкиной Е.П.,
судей: Осьмининой Ю.С., Кривицкой О.Г.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 22 декабря 2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования Сашенковой И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань Самарской области (ОГРН №, ИНН №) предоставить Сашенковой И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес> (паспорт гражданина России №, выдан Управлением внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в пределах городского округа Сызрань».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Осьмининой Ю.С., объяснения представителя Сушенковой И.В. – Клочковой Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сашенкова И.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань с ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Администрацией г.о. Сызрань ей не предоставлено, чем нарушены ее права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд обязать ответчика предоставить ей жилое благоустроенное помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Определением Сызранского городского суда Самарской области от 24.11.2022г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Сызрань просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий. Со стороны администрации г.о. Сызрань выполнены все предусмотренные законом действия по включению истца в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц производится в порядке очередности, в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что обеспечение истца жилыми помещениями во внеочередном порядке повлечет нарушение права на жилище других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее Сашенковой И.В.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции представитель Сашенковой И.В. – Клочкова Л.А., действующая на основании доверенности, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, истец Сашенкова И.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С момента рождения до достижения ею 18-летнего возраста находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно справке сер. <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Сашенкова И.В. является <данные изъяты>.
Согласно постановлению Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ № Сашенковой И.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения исковые требования Сашенковой И.В. к Администрации г.о. Сызрань, Управлению семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования Сашенковой И.В. удовлетворены. На администрацию г.о. Сызрань возложена обязаность включить Сашенкову И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
На основании постановления администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ № Сашенкова И.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. <адрес>.
По сведениям Комитета ЖКХ администрации г.о. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста <данные изъяты> которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в г.о. Сызрань по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Сашенкова И.В. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ под номером №
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Сашенкова И.В. ссылается на то, что до настоящего времени жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения администрацией г.о. Сызрань, ей не представлено.
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ Сашенкова И.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Собственником указанного жилого помещения является ФИО1, что подтверждено выпиской из ЕГРН № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о жилом помещении по адресу: <адрес>, где проживает Сашенкова И.В. в настоящее время, в ЕГРН отсутствуют, что подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки Сызранского филиала ГУП ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что Сашенкова И.В. жилья на территории г.о. Сызрань Самарской области не имеет, правовая регистрация не осуществлялась.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах Сашенковой И.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Самарской области, а также на территории Российской Федерации в ЕГРН отсутствуют.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что Сашенкова И.В., относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не обеспечена жильем, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований о возложении на Администрацию городского округа Сызрань обязанности предоставить Сашенковой И.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В силу части 2 статьи 1 Закона Самарской области № 135-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органом, обязанным предоставить Сашенковой И.В. жилое помещение, является администрация г.о. Сызрань Самарской области в силу Закона «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области».
Вместе с тем реализация прав на жилое помещение указанной категории лиц не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Право истца на обеспечение жилым помещении специализированного жилищного фонда предусмотрено ст.109.1 ЖК РФ и Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в связи с чем реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Доводы ответчика о том, что предоставлением истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц данной категории, несостоятельны.
Действующее законодательство не устанавливает критерий очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие указанных списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 22 декабря 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.о. Сызрань - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: