Судья: Грищенко Э.Н. адм.дело №33а-7611/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Трескуновой Л.А., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре: Ивановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Шарифуллина Р.Р. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения,
установила:
Шарифуллин Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что он является собственником земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Для оформления прилегающего земельного участка площадью 79 кв.м в собственность через процедуру перераспределения Шарифуллин Р.Р. обратился с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства г.о.Самара, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением от 13.11.2018 №РД-1861 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений. С данным отказом Шарифуллин Р.Р. не согласен, поскольку административным ответчиком не предоставлена информация о том, какая именно часть испрашиваемого участка находится на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений, с учетом которой он мог бы испросить иную площадь земельного участка. Полагает, что само по себе нахождение части испрашиваемого земельного участка на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений не может являться основанием для отказа для заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 13.11.2018 №РД-1861 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 17 апреля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 13.11.2018 года №РД-1861 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. На административного ответчика возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Шарифуллина Р.Р., возобновив работу по его заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд г.Самары.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства г.о. Самара – Нагорная С.С. доводы жалобы поддержала.
Административный истец Шарифуллин Р.Р. просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, что, в свою очередь, является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков в соответствующей территориальной зоне.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шарифуллину Р.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование – садовый участок.
15.10.2018 Шарифуллин Р.Р. обратился к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности. К заявлению приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 379 кв.м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью 300 кв.м прилегающего земельного участка площадью 79 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 13.11.2018 №РД-1861 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9, пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ со ссылкой на то, что в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, Схемой №1 «Основной чертеж. Проектное решение Генерального плана городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539, часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений.
Разрешая спор и признавая указанное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что препятствия для перераспределения испрашиваемого земельного участка в собственность административного истца отсутствуют; земельный участок расположен в зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61; образование спорного земельного участка соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства г.о. Самара о том, что генеральный план имеет приоритетное значение перед правилами землепользования и застройки, и о недопустимости передачи в частную собственность земель общего пользования выводы суда не опровергают.
Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что, действительно, указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2017 N 32-АПГ-17-1).
Генплан, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7).
Вместе с тем, в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ спорная территория, планируемая для размещения зеленых насаждений, относится к территории общего пользования.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Из материалов дела видно и не оспаривается административным ответчиком, что проекты планировки территории, которыми были бы установлены границы территории общего пользования, планируемые для размещения санитарно-защитных зеленых насаждений, в отношении спорной территории не разрабатывались и не утверждались, что следует из служебной записки Управления развития территории Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.10.2018 (л.д. 41-43).
В связи с этим ссылка Департамента на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений, то есть фактически относится к территории общего пользования, как на обстоятельство, препятствующее предоставлению земельного участка в собственность, является необоснованной.
Также из материалов дела следует, что на испрашиваемом в порядке перераспределения земельном участке площадью 79 кв.м расположена часть жилого дома, принадлежащего Шарифуллину Р.Р., право собственности на который в установленном законом порядке не зарегистрировано. Согласно пояснениям истца единственный проход к данному жилому дому осуществляется через испрашиваемый земельный участок.
Усматривается, что земельный участок площадью 79 кв.м. с трёх сторон окружён сформированными земельными участками.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 13.11.2018 №РД-1861 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд обоснованно, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 227 КАС РФ, обязал административного ответчика возобновить рассмотрение заявления Шарифуллина Р.Р. о перераспределении земельных участков.
Таким образом, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи