61RS0023-01-2023-000994-14
Дело №2-1769/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации16 мая 2023г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,
при секретаре Ларионовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зеленой В.С., Зеленой Н.В. к Министерству обороны РФ, Литовченко В.И., Министерству труда и социального развития Ростовской области, 3-е лицо АО «СОГАЗ» о признании незаконным решения о назначении единовременного пособия и страховых выплат, разделенных пополам между матерью и отцом погибшего военнослужащего, признании отца утратившим право на получение единовременного пособия и страховых сумм в связи с гибелью сына, признании бабушки имеющей право на получение единовременного пособия и страховой выплаты, обязании выплатить часть единовременного пособия и страховых сумм,
установил:
Зеленая В.С. и Зеленая Н.В., уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее.
Зеленая В.С. является матерью Литовченко Я.В., <данные изъяты> года рождения, Зеленая Н.В. – его бабушкой.
Литовченко Я.В. проходил военную службу по контракту в период с 06.12.2019 по 05.12.2022, заключенному с Министерством обороны РФ, в должности старшего механика (по электрическому и электронному оборудованию) – аккумуляторщика отделения технического обслуживания взвода обеспечения 1 танкового батальона.
14 ноября 2022 Литовченко Я.В. погиб во время проведения специальной военной операции на территории Украины, ДНР, ЛНР.
В связи с гибелью сына страховые выплаты и единовременные пособия составляют в общем размере 14421160,01 руб. Ей как матери выплатили 50% указанной суммы, т.е. 7210580,05 руб.
Вторая половина зарезервирована за отцом погибшего Литовченко Я.В. – Литовченко В.И..
Брак между Литовченко В.И. и Зеленой В.С. был прекращен <данные изъяты> решением мирового судьи от 25.03.2002.
Литовченко В.И. с момента расторжения брака участия в жизни сына не принимал, алименты не уплачивал, финансовой, моральной и физической поддержки сыну не оказывал. За все время с момента расторжения брака Литовченко В.И. не связывался с истцом и сыном, не интересовался его жизнью. Проживание и местонахождение его не известно.
На протяжении всего времени воспитанием Литовченко Я.В. начиная с рождения и до его смерти в отсутствии отца занималась родная бабушка – Зеленая Н.В., которая растила его вместе с матерью, оказывала финансовую, моральную и физическую поддержку своему внуку, принимала непосредственное участие в его жизни. По действующему законодательству Зеленая Н.В. также имеет право на получение части выплат в связи с гибелью внука Литовченко Я.В.
Окончательно сформулировав свои исковые требования, истцы просят признать незаконным решение ответчика о назначении выплаты единовременного пособия и страховых сумм в размере 14421160,01 руб. в связи с гибелью сына, разделенной пополам между истцом Зеленой В.С. и бывшим супругом (отцом погибшего) Литовченко В.И.; признать Литовченко В.И. утратившим право на получение единовременного пособия и страховых сумм в связи со смертью сына – военнослужащего Литовченко Я.В.; признать родную бабушку Зеленую Н.В. имеющей право на получение части единовременного пособия в связи со смертью внука – военнослужащего Литовченко Я.В.; выплатить матери Зеленой В.С. 50% от 7210580,05 руб., т.е. 3605290,02 руб., бабушке Зеленой Н.В. также 50% от 7210580,05 руб., т.е. 3605290,02 руб.
Определением Шахтинского городского суда от 15.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Литовченко В.И., в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, на стороне ответчика – АО «СОГАЗ».
Протокольным определением суда от 24.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития ростовской области.
В судебное заседание явились истцы и их представитель Саруханян Л.Г., уточненные исковые требования поддержали.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития РО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление.
Ответчик Литовченко В.И. в судебное заседание не явился, его местонахождение не известно. Судебные повестки, направленные по последнему известному месту жительства в <адрес>, возвращены в суд без вручения.
Назначенный в порядке ст.50 ГПК РФ представитель ответчика Литовченко В.И. - адвокат Маркова А.А., действующая на основании ордера от 24.04.20213, в судебное заседание явилась, против исковых требований возражала.
Представитель 3-го лица АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Зеленой В.С. подлежащими удовлетворению частично, исковые требования Зеленой Н.В. – не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 969 ГК РФ определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Согласно п.3 ст.2 Закона №52-ФЗ в случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются:
супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
родители (усыновители) застрахованного лица;
дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
подопечные застрахованного лица;
лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. (часть 8 статья 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В соответствии с ч.16 ст.3 Закона №306-ФЗ размеры единовременных пособий, установленные частями 8,12 настоящей статьи ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством РФ.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе родители военнослужащего.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях (пп. «а»).
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области № 801 от 26.09.2022 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области единовременной материальной помощи членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины и субъектов Российской Федерации, в которых введены военное положение и режим (средний уровень реагирования), предусмотренный пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757, а также членам семей погибших (умерших) граждан, добровольно принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины и субъектов Российской Федерации, в которых введены военное положение и режим (средний уровень реагирования), предусмотренный пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2023) в целях реализации настоящего Положения к членам семьи погибшего (умершего), сведения о котором представлены Военным комиссариатом Ростовской области, относятся супруга (супруг), дети, родители (усыновители) (далее - члены семьи погибшего (умершего). Единовременная материальная помощь предоставляется членам семьи погибшего (умершего) в размере 2000 000 рублей в равных долях. Единовременная материальная помощь предоставляется при условии обращения члена семьи погибшего (умершего) за ее предоставлением не позднее 12 месяцев с даты гибели (смерти) погибшего (умершего).
Судом установлено, что Зеленая В.С. является матерью Литовченко Я.В., <данные изъяты> года рождения, Зеленая Н.В. – его бабушкой.
Литовченко Я.В. проходил военную службу по контракту в период с 06.12.2019 по 05.12.2022, заключенному с Министерством обороны РФ, в должности старшего механика (по электрическому и электронному оборудованию) – аккумуляторщика отделения технического обслуживания взвода обеспечения 1 танкового батальона.
14 ноября 2022 Литовченко Я.В. погиб во время проведения специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики РФ.
Между Министерством обороны Российской Федерации и страховой организацией АО «СОГАЗ» 27.10.2021 заключен государственный контракт № на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы.
В связи с гибелью сына Зеленой В.С. произведены страховые выплаты и единовременные пособия в размере 50% причитающихся сумм: АО «СОГАЗ» выплатило единовременное пособие в размере 2226348,03 руб., страховую сумму в размере 1565864,78 руб.; ФКУ «УФО МО РФ по Южному военному округу» выплатило единовременную выплату в размере 2500000 руб.; Правительство РО выплатило единовременную материальную помощь в размере 1000000 руб.
Вторая половина причитающихся денежных сумм зарезервирована за отцом погибшего Литовченко Я.В. – Литовченко В.И..
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п.1 ст. 63 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 с. 66 СК РФ).
Согласно абзацу второму статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
В судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Литовченко В.И. после расторжения брака с истцом Зеленой В.С. в 2002 году участие в воспитании сына Литовченко Я.В. не принимал, не общался с сыном и попыток общения не предпринимал, какую-либо моральную, физическую, духовную поддержку ребёнку не оказывал, материально не содержал, алименты не платил.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются: ответом ОСП по г. Шахты и Октябрьскому району ГУ ФССП по Ростовской области от 21.03.2023, согласно которого по данным АИС ФССП на исполнении исполнительные документы о взыскании алиментов в отношении Литовченко В.И. на содержание несовершеннолетних детей в пользу Зеленой В.С. не находятся.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей <данные изъяты> – бывший одноклассник и близкий друг Литовченко Я.В., <данные изъяты> – директор школы, в которой учился Литовченко Я.В., <данные изъяты> Тарасова Н.П. соседи и друзья семьи истцов, пояснили, что отец Я. не проживал с ним, с семьей и ребенком не общался, они о нем никрогда не слышали и не видели его. Я. жил с мамой, дедушкой и бабушкой, которые занимались его воспитанием и содержанием, принимали участие в его жизни непосредственное участие, интересовались учебой, приходили на родительские собрания. Отец никогда никакой помощи своему сыну Я. не оказывал, не дарил подарки, не поздравлял с праздниками.
Показания свидетелей последовательны, согласуются между собой, а также с имеющимися в материалах дела иными доказательствами, собранными по делу. Данные лица были предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной ст. ст. 307, 308 УК РФ, о чем в материалах дела имеются расписки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик Литовченко В.И. уклонялся от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию сына, не заботился о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении, алименты на его содержание не платил, не общался как лично, так и по телефону. Указанное свидетельствует о том, что фактические семейные и родственные связи между Литовченко В.И. и сыномЛитовченко Я.В. отсутствовали.
В связи с чем у Литовченко В.И. отсутствует право на получение страховых выплат и единовременных пособий в связи с гибелью сына.
Вместе с тем, исковые требования Зеленой Н.В. удовлетворению не подлежат, поскольку она не относится к членам семьи военнослужащего, доказательства содержания внука Литовченко Я.В. не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей отсутствуют. Мать Литовченко Я.В. – Зеленая В.С. занималась воспитанием и содержанием сына, родительских прав не была лишена.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать отсутствующим у Литовченко В.И., <данные изъяты> года рождения, права на выплаты причитающейся ему доли страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», единовременного пособия, выплат в соответствии с Федеральным законом № 306-ФЗ от 07.11.2011 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременной выплаты согласно Указа Президента Российской Федерации № 98 от 05.03.2022 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», единовременной материальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 26.09.2022 № 801.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Черепанова Л.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2023г.