УИД 74RS0017-01-2022-005733-33
Дело № 2-978/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2023 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Буланцовой Н.В.,
при секретаре Поздеевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Златоустовского городского округа Челябинской области к Смолькиной Татьяне Владимировне о возложении обязанности,
установил:
Администрация Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - администрация ЗГО) обратилась в суд с иском к Смолькиной Т.В., в котором (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.85-86) просит обязать ответчика демонтировать две сплит-системы (кондиционеры), установленные на главном фасаде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований истец сослался на то, что многоквартирный дом <адрес> включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. В <данные изъяты> году утверждена научно-проектная документация на капитальный ремонт, прошедшая историко-культурную экспертизу. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> год в рамках капитального ремонта в доме будет произведен ремонт крыши, фасадов и фундамента. В ходе осмотра объекта культурного наследия выявлено наличие на фасаде сплит-систем (кондиционеры), что не соответствует архитектурному облику здания. Собственники жилых помещений, являющихся объектом культурного наследия, обязаны обеспечивать неизменность объекта и не проводить работы, изменяющие, разрушающие и уничтожающие предмет охраны. Разрешение на установление сплит-систем на фасаде дома, собственнику квартиры № не выдавалось. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о демонтаже сплит-системы с фасада дома, которое в добровольном порядке не исполнено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75), занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью «Производственник-1», СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области», Управление архитектуры и градостроительства администрации ЗГО.
Представитель истца администрации Златоустовского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.94).
Ответчик Смолькина Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ неоднократно извещалась судом по адресу регистрации, указанному в представленной суду адресной справке УВМ ГУМВД России по Челябинской области (л.д. 26). Вместе с тем, за получением судебных извещений, направленных заказной почтой по месту регистрации, ответчик не явилась. Почтовым отделением в адрес суда возвращены конверты, направленные в адрес ответчика, с отметкой об истечении срока хранения почтового отправления (л.д. 81, 101).
Сведения о том, что судебные извещения не были получены ответчиком по не зависящим от нее причинам, в материалах дела отсутствуют, равно как отсутствуют и доказательства, свидетельствующие о допущенных оператором почтовой связи нарушениях при доставке судебных извещений ответчику.
О предварительном судебном заседании ответчик была извещена надлежащим образом (л.д.20, 74).
Представители третьих лиц: Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью «Производственник-1», СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области», Управление архитектуры и градостроительства администрации ЗГО, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.78, 80-82, 95-100).
Информация о месте и времени рассмотрения дела была размещена в свободном доступе на сайте Златоустовского городского суда Челябинской области в сети Интернет (л.д.96).
Руководствуясь положениями ст.ст.2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тесту – ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Конкретизируя конституционные положения, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле к Закону № 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (ст. 15 Закона № 73-ФЗ).
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ).
В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме (ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ).
Частью 2 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенного в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Ремонт и реставрация памятников, производство работ, затрагивающих существенные характеристики внешнего облика охраняемого памятника, проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
В обоснование исковых требований администрация ЗГО указывает, что собственник объекта культурного наследия обязан обеспечивать неизменность объекта и не проводить работы, изменяющие, разрушающие и уничтожающие предмет охраны.
Судом на основании материалов дела установлено, что многоквартирный дом <адрес> включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом жилой с аркой», <данные изъяты>-<данные изъяты> гг., вид объекта культурного наследия - памятник (приказ Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.6).
Из выписки из ЕГРН следует, что ответчику Смолькиной Т.В. на праве собственности принадлежит квартира <адрес> Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник имущества – объекта культурного наследия, должен нести бремя его содержания, в том числе обязанность по его сохранению.
Таким образом, обязанность по сохранению облика объекта культурного наследия возникла у Смолькиной Т.В. в силу закона с момента приобретения ею квартиры № в доме <адрес>
Постановлением администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) создана Комиссия по вопросам сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенным на территории Златоустовского городского округа и утверждено Положение об объектах культурного наследия в Златоустовском городском округе (л.д.88-92).
Основной целью Комиссии является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, расположенных на территории Златоустовского городского округа (п.2.1 Положения о комиссии).
Постановлением администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав Комиссии по вопросам сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (л.д.89), в которую входит, в том числе, начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗГО.
Начальником Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗГО с участием заместителя начальника и главного специалиста Управления ДД.ММ.ГГГГ произведен визуальный осмотр фасадов многоквартирного жилого дома <адрес> на предмет соответствия предмету охраны, утвержденному на основании приказа Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе визуального обследования сплит-системы, расположенной на фасаде дома для квартиры № указанного многоквартирного дома выявлено, что в местах крепления сплит-системы присутствует отслоение штукатурного слоя. Квартира расположена на четвертом этаже дома, принадлежит на праве собственности Смолькиной Т.В. При проведении осмотра проводилась фотофиксация. По результатам обследования принято решение о направлении собственнику квартиры требования о демонтаже сплит-системы (л.д.29-31).
Согласно материалов дела, при проектировании и строительстве жилого дома <адрес> был предусмотрен материал и характер отделки стен поверхностей фасадов здания в виде оштукатуренной поверхности стен фасадов, в том числе гладкие поверхности фасадов, а также оштукатуренный цоколь с кордонным камнем, что следует из описания особенностей, подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом жилой с аркой», расположенного по адресу: <адрес>, утв. Приказом Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-43)
Возможность установки на фасаде дома сплит-систем (кондиционеров) либо иных технических конструкций не была предусмотрена проектной документацией на дом <адрес> что также подтверждается историческими фотографиями нечетной стороны ул. им. Карла Маркса, в том числе дома №, выполненными в <данные изъяты><данные изъяты>х гг., <данные изъяты> г. (л.д.71, 72), выкопировкой из проектной документацией 116-тиквартирного жилого дома по <адрес>, датированной <данные изъяты> годом (л.д.70, 70а).
В обоснование иска администрация ЗГО также указывает на установку собственником <адрес> дополнительного оборудования (кондиционеров) на фасаде дома при отсутствии разрешения уполномоченного органа.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1 п. «к»).
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену и перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения обращается в орган местного самоуправления с предоставлением установленного ч. 2 ст. 26 ЖК перечня документов.
По результатам рассмотрения соответствующего заявления и представленных документов органом местного самоуправления принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки с направлением заявителю документа, подтверждающего принятие такого решения. Такой документ является основанием проведения перепланировки жилого помещения.
Согласно ст. 28 ЖК завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование – органом местного самоуправления, в орган регистрации прав.
Таким образом, вопрос о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в г.Златоусте относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления - администрации ЗГО.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного кодекса (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Из искового заявления и материалов дела следует, что собственником квартиры <адрес> не соблюден установленный законом порядок проведения переустройства квартиры, поскольку работы по установке двух сплит-систем (кондиционеров) на фасаде многоквартирного дома выполнены самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами (организациями), в нарушение норм жилищного законодательства и Требований к внешнему архитектурному облику, утв. постановлением администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 12.09.2016 № 404-П (далее – Требования № 404-П).
Пунктом 21 Требований № 404-П предусмотрено, что под дополнительным оборудованием фасадов понимаются современные системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах (л.д.46-58).
По своему назначению дополнительное оборудование подразделяется на три группы: системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий (наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционные трубопроводы, антенны, видеокамеры наружного наблюдения и т.п.); городское оборудование (таксофоны, почтовые ящики, банкоматы, часы и т.п.); техническое оборудование (кабельные линии, пристенные электрощиты и т.п.).
Исходя из пп.8 п.22 указанных Требований к внешнему архитектурному облику, запрещается размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции на поверхности лицевых (уличных) фасадов, выходящих на основные магистрали, на дворовых фасадах, представляющих историко-культурную ценность, в оконных и дверных проемах с выступанием за плоскость фасада без использования маскирующих ограждений.
Наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, антенны должны размещаться упорядоченно, с привязкой к архитектурному решению фасада и единой системе осей, с использованием стандартных конструкций крепления и ограждения, при размещении ряда элементов - на общей несущей основе. Запрещается размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции, антенн на архитектурных деталях, элементах декора, поверхностях с ценной архитектурной отделкой, а также их крепление, ведущее к повреждению архитектурных поверхностей (пп.11 п.22 Требований № 404-П).
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу указанных норм права, несущие, в том числе фасадные стены жилого дома, входят в состав общего имущества. В тоже время установленные наружные блоки систем кондиционирования (сплит-систем) принадлежат собственнику квартиры № – Смолькиной Т.В., что исключает право распоряжения сплит-системой иными лицами, кроме ответчика.
Суд учитывает, что установка кондиционеров неразрывно связана с использованием общедомового имущества – фасадной стены жилого дома, является переустройством в том значении этого понятия, которое изложено в ст. 25 ЖК РФ.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003, установлено, что не допускаются переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, также не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Согласно требованиям ст. 25 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
На основании ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца в предварительном судебном заседании в <данные изъяты> году утверждена научно-проектная документация на капитальный ремонт дома <адрес>, прошедшая историко-культурную экспертизу. В рамках капитального ремонта в доме будет произведен ремонт фасадов, балконных плит. Проектной документацией на дом и в рамках капитального ремонта размещение кондиционеров сплит-систем на фасадах здания не предусмотрено.
Администрацией ЗГО в адрес Смолькиной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование о демонтаже сплит-систем в течение 15 дней с момента получения настоящего требования (л.д.9). Указанное требование Смолькиной Т.В. получено не было (л.д.10, 11).
Работниками Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗГО ДД.ММ.ГГГГ произведен повторный визуальный осмотр фасадов многоквартирного дома, в ходе которого установлено, что собственником квартиры <адрес> демонтаж сплит-систем не произведен (л.д.44, 45).
По информации Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗГО, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешение на установку кондиционера собственнику квартиры по адресу: <адрес> не выдавалось (л.д.27).
Таким образом, установка двух сплит-систем (кондиционеров) на фасаде дома по указанному адресу является незаконной, поскольку подобное переустройство квартиры не согласовано с уполномоченными органами и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела, Смолькиной Т.В. оформлена разрешительная документация либо демонтированы установленные сплит-системы, ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что принадлежащее общее имущество многоквартирного дома должно быть приведено ответчиком в прежнее состояние путем демонтажа двух сплит-систем (кондиционеров), размещенных на фасаде дома по адресу: <адрес>
В силу положений ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание приведенные выше нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства, суд полагает, что предложенный истцом месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для осуществления ответчиком за свой счет и своими силами демонтажа сплит-систем.
Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в абз.2 п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 за №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела», суд также считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет Златоустовского городского округа в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации Златоустовского городского округа Челябинской области удовлетворить.
Обязать Смолькину Татьяну Владимировну (паспорт гражданина РФ: №) в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу произвести демонтаж двух сплит-систем (кондиционеров), установленных на фасаде многоквартирного дома по адресу: <адрес>
Взыскать со Смолькиной Татьяны Владимировны (паспорт гражданина РФ: №) государственную пошлину в бюджет Златоустовского городского округа Челябинской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Н.В.Буланцова
мотивированное решение изготовлено 31.03.2023