№2-572/24
32RS0021-01-2024-000788-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г.Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Корбан А.В.,
при секретаре судебного заседания Кожевниковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новозыбковской городской администрации Брянской области к Зайцевой Т.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании права муниципальной собственности на него,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском о признании отсутствующим права собственности Зайцевой Т.И., Перченковой А.Г. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признании права муниципальной собственности на него.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что Зайцевой Т.И. принадлежал жилой <адрес> в <адрес>, право собственности на который возникло у неё в порядке наследования после смерти Перченковой А.Г. От права собственности на этот дом ответчик отказалась, получив денежную компенсацию за утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС имущество. В дальнейшем право собственности на жилой дом было зарегистрировано за муниципальным образованием. Несмотря на то, что земельный участок и находящиеся на нем сооружения являются комплексным объектом и должны следовать судьбе друг друга, до настоящего времени право собственности на земельный участок остается зарегистрированным за Перченковой А.Г., что препятствует реализации права собственности муниципального образования на указанное имущество. В связи с тем, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом в силу ст.35 ЗК РФ наследуют правовую судьбу друг друга, ответчиком в связи с получением компенсации за жилое помещение утрачено право как на него, так и на земельный участок, просил признать отсутствующим право собственности как Зайцевой Т.И., так и Перченковой А.Г. на земельный участок, признать право собственности муниципального образования «Новозыбковский муниципальный округ» на земельный участок с кадастровым номером 32:18:0020102:44, общей площадью 2200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель истца не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие.
Зайцева Т.И. также в судебное заседание не явилась, представив заявление о признании иска, рассмотрении дела в её отсутствие, получение компенсации за утраченное имущество подтвердила.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области представил отзыв, содержащий просьбу вынести решение на усмотрение суда, а также информацию о том, что спорный земельный участок в ЕГРН не зарегистрирован, но имеются сведения о незарегистрированном праве на него Терченковой А.Г. с датой возникновения такого права 04.10.1995г. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом на основании ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы истца, с учетом позиции третьего лица, суд приходит к следующему.
На основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости, а также сведений из инвентарного дела установлено и никем не оспорено, что Зайцевой Т.И. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.3, 6, 51-61) право собственности на который возникло у неё в порядке наследования после смерти Перченковой А.Г., что следует из свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.7). От права собственности на жилой дом она отказалась, получив компенсацию за утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС имущество.
В связи с отказом Зайцевой Т.И. от права на имущество и получением компенсации за него, указанный объект недвижимости был поставлен на учет в качестве бесхозяйного, после чего право собственности на жилой дом на основании судебного решения от 15 июня 2010 года приобрело Халеевичское сельское поселение Новозыбковского района Брянской области. Соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17 декабря 2010 года, после чего на основании акта приемки-передачи муниципального жилищного фонда Халеевичского сельского поселения в муниципальную собственность Новозыбковского района от 15 января 2015 года жилой дом был передан в собственность муниципального образования «Новозыбковский район», соответствующее право зарегистрировано 17 февраля 2017 года (л.д.3, 33-34).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.5) сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют. Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН, а также отзыву, предоставленному Управлением Росреестра по Брянской области, имеется отметка о незарегистрированных правах на этот земельный участок Терченковой А.Г. (л.д.5, 33-34). Спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Принадлежность спорного земельного участка наследодателю у суда сомнений не вызывает, поскольку согласно свидетельству о праве на наследство и инвентарному делу, именно Перченкова А.Г. владела домом № по <адрес> в <адрес> и земельным участком под ним (л.д.7, 51-61).
Суд на основании представленных документов приходит к выводу о том, что фамилия Перченковой А.Г. в учетных данных Росреестра указана неверно, учитывая совпадение имени и отчества владельца, а также явное созвучие фамилий Перченкова и Терченкова.
Полномочия по приобретению права собственности на бесхозяйное имущество в связи с изменениями, внесенными в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 29.06.2015 N187-ФЗ от сельских поселений перешли к органу местного самоуправления Новозыбковского муниципального района.
В соответствии с Законом Брянской области от 02.04.2019 г. №18-З «Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Новозыбковского муниципального района Брянской области с муниципальным образованием города Новозыбков и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянкой области» полномочия органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления Новозыбковского муниципального района, объединенных с Новозыбковским городским округом, прекращены с 10 июня 2019 года. Новозыбковский городской округ является правопреемником Новозыбковского муниципального района, к последнему перешли все зарегистрированные права.
Таким образом, на время рассмотрения спора право на бесхозяйное имущество может быть приобретено лишь Новозыбковским городским округом, от чьего имени выступает истец.
Последний обосновывает свои требования тем, что в силу принципа единства земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, право собственности на земельный участок должно перейти к МО «Новозыбковский городской округ».
Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, такие права и обязанности возникают из судебного решения их установившего (пп.3).
В соответствии с п.5 ст.10 ГК РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Подпунктом 5 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка.
В силу п.4 ст.35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Данные положения закона означают, что при отчуждении права собственности на здание, строение, сооружение одновременно должны передаваться права и на соответствующий земельный участок.
Согласно п.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Положениями п.1 ст.273 ГК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, земельные участки и расположенные на них здания, строения, сооружения выступают в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота (ст.130 ГК РФ), однако по смыслу п.п.5 п.1 ст.1, а также п.4 ст.35 ЗК РФ не может быть произведено отчуждение здания, строения, сооружения отдельно от земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования.
В силу указанных норм приобретатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Зайцева Т.И. являлась наследником Перченковой А.Г.
Согласно выданному ей свидетельству о праве на наследство, она унаследовала жилое помещение, при этом свидетельство о праве на земельный участок по тому же адресу ей не выдавалось.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из положений ч.4 ст.1152 ГК РФ следует, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, суд считает, что ответчик унаследовала и спорный земельный участок.
Истец указывает на то, что Зайцева Т.И. отказалась от права собственности на дом, получив компенсацию за утраченное имущество.
Получение указанной компенсации ответчик подтвердил письменно (л.д.47).
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отказе ответчика от права собственности на дом в связи с получением предусмотренной законом компенсации.
Отказ лица от права собственности, как и отчуждение имущества, является способом распоряжения имуществом и не может нарушать принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №93-ФЗ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» с.Внуковичи Новозыбковского района Брянской области на время отказа ответчика от права собственности на имущество было отнесено к зоне отселения.
В соответствии со ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон) гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируются: единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 01 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Компенсация за земельный участок Законом не предусмотрена.
Вместе с тем, по смыслу данной нормы Закона под утратой имущества, влекущей возникновение у гражданина права на получение соответствующей компенсации за счет средств федерального бюджета, понимается оставление гражданином этого имущества в зоне радиоактивного загрязнения с полным прекращением всех правомочий собственника на него, т.е. возмездный отказ от права собственности на оставленное в зоне радиоактивного загрязнения имущество, обусловленный объективной невозможностью осуществления права собственности на такое имущество. При этом частичный отказ от имущества или отказ под условием не порождает права на получение соответствующей компенсации.
При таких обстоятельствах суд считает, что отказ от права собственности на объект недвижимости, направленный на получение компенсации за утраченное имущество, необходимо рассматривать как заявление лица о невозможности осуществления им права собственности в отношении находящегося по этому адресу имущества и влечет прекращение его права собственности как на объект недвижимого имущества, так и на земельный участок ввиду отказа от соответствующего права.
В любом случае, наличие сведений о принятии дома на учет в качестве бесхозяйного и признание права муниципальной собственности на него, не оспоренные бывшим собственником в течение длительного времени, невостребованность им указанного имущества, в том числе в период производства по делу, свидетельствует, по мнению суда, о прекращении права собственности такого лица как на дом, так и на земельный участок.
Согласно п.1.1 ст.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Таким образом, с момента государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок этот участок становится собственностью соответствующего публичного образования в силу прямого указания закона.
При этом такое право может возникнуть лишь у муниципального образования.
В связи с изложенным суд полагает возможным удовлетворить требования истца о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и признании права муниципальной собственности на него. Поскольку истцом заявлено требование о признании отсутствующим права на земельный участок как Зайцевой Т.И., так и Перченковой А.Г., исходя из материалов дела ранее владевшей спорным объектом недвижимости, при отсутствии надлежащим образом оформленных документов о переходе права на него, и об отказе от какой-либо части требований истец не заявил, суд с учетом наличия в Едином государственном реестре сведений о незарегистрированном праве Перченковой А.Г. на земельный участок, полагает, что при установленных обстоятельствах возможно удовлетворить эти требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Новозыбковской городской администрации Брянской области (ОГРН 1023201535280), к Зайцевой Т.И., имеющей паспорт №, выданный 26.03.2008г. МОУФМС России по Брянской области в г.Новозыбкове, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и признании права муниципальной собственности на него удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Зайцевой Т.И., Перченковой А.Г. на земельный участок с кадастровым номером 32:18:0020102:44, общей площадью 2200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Новозыбковский городской округ» на земельный участок с кадастровым номером 32:18:0020102:44, общей площадью 2200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Корбан