Дело -----
УИД -----
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
дата года адрес
Судья Ленинского районного суда адрес Республики ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №адрес Республики от дата по делу -----, которым должностное лицо – заведующий сектором финансов и административного обеспечения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №адрес Республики от дата по делу -----должностное лицо – заведующий сектором финансов и административного обеспечения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
В связи с несогласием с данным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой она просит вынесенное в отношении нее постановление изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, просили постановление мирового судьи судебного участка №адрес Республики от дата по делу ----- изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, ее представитель в судебное заседание не явился.
Суд посчитал возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке.
Изучив доводы жалобы и представленные документы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом согласно примечанию 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:
более чем на 10 процентов;
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;
2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от дата № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями Приказом Министерства финансов России от дата -----н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция 157н).
Согласно п. 63 Инструкции 157н, отражение в бухгалтерском учете учреждения операции по поступлению, внутреннему перемещению в связи с реклассификацией, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов нематериальных активов осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом согласно Инструкции по применению Планов счетов.
Положениями ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В соответствии с положениями статей 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а, в свою очередь, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ и пункта 14 стандарта «Концептуальные основы»), пункта 5 Инструкции -----н, пункта 6 Инструкции -----н руководители организаций бюджетной сферы вправе передать ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В централизованную бухгалтерию должны передаваться соответствующие первичные документы для отражения хозяйственных операций в учете согласно правилам документооборота, установленного в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом особенностей организации ведения учета, предусмотренных таким договором (соглашением) (пункт 22 стандарта «Концептуальные основы»).
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктом 24 стандарта «Концептуальные основы» своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2023 год и распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от дата ----- (с изменениями) с 1 по дата проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главного администратора средств республиканского бюджетаЧувашской Республики - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам за 2022 год.
При проведении контрольного мероприятия дата установлен факт грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению бюджетной отчетности Госслужбы Чувашии по тарифам.
Так, в ходе внешней проверки установлено, что в учете Госслужбы Чувашии по тарифам по состоянию на дата отражены права пользования простой (неисключительной) лицензией сроком на 12 месяцев (подсистема «Муниципальные закупки») балансовой стоимостью 7 410,0 тыс. рублей.
Согласно Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) Госслужбой Чувашии по тарифам дата ----- по результатам электронного аукциона с реестровым номером 0----- заключен договор с ООО «Кейсофт» на оказание услуг по предоставлению прав использования на условиях простой (неисключительной) лицензии на 26 муниципальных образований сроком на 12 месяцев (подсистема «Муниципальные закупки»).
С истечением срока действия предоставленных ООО «Кейсофт» неисключительных прав (с дата) в нарушение п. 39 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов, утвержденных приказом Минфина России от дата ----- н, п.20,41.1 Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от дата -----н (далее-Инструкция 162н) в учете по ГРБС - Госслужбе Чувашии по тарифам не списаны права пользования простой (неисключительной) лицензией, сумма стоимости по которой - 7 410,0 тыс. рублей на дата отражена в отчетности по форме 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 11 строки 290, 293 и графе 11 строки 300, 303.
Полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности Госслужбы по тарифам, согласно Соглашению между органами исполнительной власти Чувашской Республики и казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканский центр бухгалтерского учета» (далее - КУ «РЦБУ») от дата об осуществлении им полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений Чувашской Республики, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, - переданы КУ «РЦБУ».
Согласно письменным пояснениям Госслужбы Чувашии по тарифам от дата принятие к учету объектов нематериальных активов, а также их выбытие, осуществляется в соответствии с п. 34, 63 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной Приказом Минфина России от дата -----н (далее - Инструкции -----) на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, откоторой акта на списание неисключительных прав стоимостью 7 410,0 тыс. рублей в адрес КУ «РЦБУ» не поступало.
Согласно заключению о нецелесообразности использования нематериального актива от дата Комиссией по поступлению и выбытию активов Госслужбы Чувашии по тарифам по итогам проведенной инвентаризации в ноябре 2022 года выявлен объект нематериального актива «Право пользования подсистемы «Муниципальные закупки» на 26 муниципальных образований, приобретенный по государственному контракту ----- от дата, у которого истек срок действия прав и лицензии (срок на12 мес.).
При этом, согласно пункту 82 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от дата -----н (раздел VIII Основные требования к инвентаризации активов и обязательств) результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете ибухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, действия Госслужбы Чувашии по тарифам привели к грубому нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, а именно отсутствие первичных учетных документов, не предоставление их в КУ «РЦБУ» привело к искажению информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности об активах более чем на 10 процентов, а именно в отчетности по форме 0503168 в графе 11 строки 290, 293 завышено на 7 410,0 тыс. рублей (99,8%), и графе 11 строки 300, 303 завышено на 7 410,0 тыс. рублей (100%).
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Чувашской Республики, замещающего должность заведующего сектором финансов и административного обеспечения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного руководителем Госслужбы Чувашии по тарифам (далее - Должностной регламент) заведующий сектором осуществляет формирование Главной книги на основе первичных документов и бухгалтерских записей (пункт 3.2.8.Должностного регламента).
Согласно пункту 3.2.9. Должностного регламента, заведующий сектором осуществляет взаимодействие с КУ «РЦБУ» в соответствии с Положениями Регламента взаимодействия между органами исполнительной власти и КУ «РЦБУ», в том числе в части: составление (получение) первичных учетных документов, их проверка,визирование и подписание в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; направление первичных учетных документов (и иных документов, необходимых для ведения учета и составления отчетности) в КУ «РЦБУ»; подписание членами комиссии и утверждение руководителем Субъекта централизованного учета документов по движению нефинансовых активов; направление в КУ «РЦБУ» документов по движению нефинансовых активов; формирование и утверждение состава инвентаризационной комиссии; проведение инвентаризации нефинансовых активов и др.
Приказом Госслужбы по тарифам от дата ----- на должность заведующего сектором назначена ФИО1
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении заведующей сектором финансов и административного обеспечения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела направлены мировому судье на рассмотрение.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, изложенными в судебном акте, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана мировым судьей достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в суд, заявитель просит заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный довод жалобы был предметом рассмотрения мирового судьи, отклонен по причине отсутствия совокупность обстоятельств, указанных в статьях 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по причине того, что в рассматриваемом случае не соблюдено такое условие как отсутствие угрозы интересам государства, связанным с его экономической безопасностью.
Согласно положению части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части 2 статьи 4.1.1 названного кодекса не поименована.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, на что обоснованно указал мировой судья.
В рассматриваемом случае не соблюдено такое условие как отсутствие угрозы интересам государства, связанным с его экономической безопасностью.
Следовательно, совокупность всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
Данная правовая позиция закреплена в постановлениях Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата -----, от дата -----.
Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №адрес Республики от дата по делу -----, которым должностное лицо – заведующий сектором финансов и административного обеспечения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья ФИО3