Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-172/2021 от 22.07.2021

Дело № 12-172/2021

11RS0004-01-2021-002236-65

РЕШЕНИЕ

23 августа 2021 года                              г. Печора РК    

Судья Печорского городского суда Республики Коми, находящегося по адресу: г.Печора, ул. Спортивная д.44, С.К. Литвиненко, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием должностного лица Тимшиной Л.Ю., жалобу юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Тимшиной Л.Ю. №... от 15.07.2021 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, привлеченного к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1. КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

30.06.2021 года И.о. Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1. КоАП РФ, выразившемся в нарушении требований статей 209, 212 ТК РФ (адм.материал).

Постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Тимшиной Л.Ю. №... от 15.07.2021 года юридическое лицо ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей (л.д.3-9).

Начальник ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми полковник вн. сл. Гоц И.В. обратился с жалобой на данное постановление, просит его изменить на предупреждение (л.д.1-2).

Дело рассматривается в порядке ст. 25.1 КоАП РФ в отсутствие представителя ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, прислали заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, жалобу просят удовлетворить (л.д.13,47-48).

В судебном заседании начальник отдела – главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Тимшина Л.Ю., действующая на основании доверенности (л.д.49), жалобу не признала, указав, что ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Заслушав должностное лицо, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, обозрев материалы административного дела в отношении ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст.26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Ч.1 ст. 209 ТК РФ установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу ч.3 ст.101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с ч.1 абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Из положений пункта 2 Приложения № 2 к приказу Минздравсопразвития РФ от 1 2.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее -Порядок) следует, что медицинский осмотр работников, связанных с обслуживанием и ремонтом действующих электроустановок с напряжением 42В и выше переменного тока, ИОВ и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках, проводится 1 раз в 2 года с участием специалистов - невролога, офтальмолога, оториноларинголога.

Из положений пункта 10 Порядка следует, что медицинский осмотр работников, выполняющих работы непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.), проводится 1 раз в 2 года с участием специалистов - невролога, офтальмолога, оториноларинголога.

Из положений пункта 15 Приложения № 2 к Порядку следует, что медицинский осмотр работников, связанных с работами в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, проводится 1 раз в год с участием специалистов -дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога, по рекомендации специалистов - инфекциониста.

Пунктом 21 Порядка определено, что лицам, занятым на работах в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских) необходимо перед приемом на работу прохождение медицинских осмотров с участием специалистов - дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматологоа, по рекомендации специалистов - инфекциониста с обязательным проведением рентгенографии грудной клетки; исследование крови на сифилис; исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям; мазок на гонорею.

Кроме того, согласно примечанию «3» к Приложению № 2 Порядка, участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний. Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Проверкой установлено, что вышеуказанные нормы закона нарушены при трудоустройстве осужденных на объекты «столовая, пекарня, банно-прачечный комбинат» в качестве поваров, кухонных рабочих, резчика пищевой продукции, пекарей, рабочих бани, парикмахера, а также электромонтеров, электросварщика, станочника деревообрабатывающих станков на объектах «столярный цех» и «металлообрабатывающий цех».

Администрацией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми также не соблюдается периодичность проведения медицинских осмотров осужденных, работающих в столовой жилой зоны ИК-49 (не реже 1 раза в год): повара ФИО3, ФИО4, ФИО5, кухонные рабочие ФИО6, ФИО7, ФИО8 проходили вышеуказанные медицинские осмотры 29.11.2019.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В силу положений ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 13.5. СП 2.3.6.1079-01 ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются.

В нарушение указанных требований все осужденные, трудоустроенные на объектах «столовая жилой зоны» (18 осужденных и 1 заведующий столовой), «столовая для сотрудников и гражданского персонала ИК-49» (1 осужденный) и «пекарня» ФКУ ИК-49 (5 осужденных) не прошли осмотр на наличие гнойничковых и острых респираторных заболеваний.

Данные нарушения законодательства были выявлены И.о. Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 24.02.2021г. по 26.02.2021г.

Ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Установленные И.о. Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Не оспаривая виновность в совершении вмененного правонарушения, заявитель просит применить положения ст.4.1.1. КоАП РФ, заменив наказание с административного штрафа на предупреждение.

В силу ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи

Применение положений ч. 1 ст. 4.11 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи или административного органа, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения может быть применено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае не будет соответствовать требованиям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку совершенное ФКУ ИК-49 правонарушение обладает признаками высокой общественной опасности, не прохождение в установленном порядке работниками ФКУ ИК-49 (лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы) медицинских осмотров и нарушение требований законодательства, устанавливающих порядок проведения инструктажа по охране труда работниками, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований трудового и уголовного - исполнительного законодательств, нарушение которых влечет административную ответственность по ч.3 ст.5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми материалы дела не содержат.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены, верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового и уголовного - исполнительного законодательств.

Назначенный ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми вид наказания соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Административное наказание назначено ниже низшего предела минимального размера санкции статьи (административным органом учтено, что юридическим лицом частично устранены выявленные нарушения, а также тот факт, что Учреждение ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение трудового законодательства).

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, по делу не имеется.

Постановление И.о. Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1. КоАП РФ в отношении юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление подана представителем ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми 22.07.2021г.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что срок на подачу жалобы представителем ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не был пропущен.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Тимшиной Л.Ю. №... от 15.07.2021 года, вынесенное в отношении юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1. КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми об отмене вышеуказанного постановления – без удовлетворения.

Копию решения направить в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, Печорский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми, Печорскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения либо получения копии данного решения через Печорский городской суд Республики Коми.

Судья - С.К. Литвиненко

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2021 года.

12-172/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ФКУ "ИК-49" УФСИН России по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Литвиненко Станислав Константинович
Статьи

ст.5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
22.07.2021Материалы переданы в производство судье
23.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2021Дело оформлено
07.09.2021Вступило в законную силу
13.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее