Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-878/2023 ~ М-585/2023 от 03.04.2023

                                                                                                   Гражданское дело № 2-878/2023

                                                                                                 УИД: 67RS0001-01-2023-001058-62

                            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                                 29 сентября 2023 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Мартыненко В.М.

При секретаре                              Гуркиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска в защиту прав, свобод и законных интересов Лысенкова А.А., Лысенковой Н.П. к Администрации г. Смоленска о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Заднепровского района г. Смоленска, уточнив исковые требования, обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Лысенкова А.А., Лысенковой Н.П. (далее - совместно Истцы) к Администрации г. Смоленска (далее - Ответчик) о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска проведена проверка по обращению гражданина Лысенкова А.А. по вопросу переселения из аварийного жилого дома.

При проведении проверки было установлено, что <адрес> находится в общей долевой собственности Лысенкова А.А. и Лысенковой Н.П.

На основании Постановления Администрации города Смоленска от 19.01.2018 №84-адм, дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ жилого дома на 2017 год составляет 73% в соответствии с заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время на территории города Смоленска действует муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы в соответствии с региональной адресной программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019- 2025 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 29.03.2019 №159 в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185 ФЗ «О фонде содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства», в которую включены дома признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017.

Вышеуказанный многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не включен в муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 г.г., поскольку Постановлением Администрации города Смоленска вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным 19.01.2018 №84-адм.

Между тем, несмотря на то, что с 2018 года многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным, Администрацией г. Смоленска по настоящее время не предпринято никаких действий для изъятия земельного участка и выкупа жилого помещения либо предоставления иного жилого помещения по вышеуказанному адресу.

Непригодный для проживания дом представляет опасность не только для собственников, проживающих в нем, но и для иных граждан, находящихся в непосредственной близости с данным домом (прохожих, работников специальных служб и т.д.).

На основании изложенного, ссылаясь на положения статьи 45 ГПК РФ, прокурор Заднепровского района г. Смоленска, выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Лысенкова А.А., Лысенковой Н.П. просит суд обязать Администрацию г. Смоленска в срок до 01 января 2024 года предоставить взамен аварийной квартиры <адрес> в общую долевую собственность Лысенкова А.А. и Лысенковой Н.П. (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому) жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому ими жилому помещению (л.д. 119-121).

В судебном заседании помощник прокурора Заднепровского района г. Смоленска Симонов А.В., а также истцы Лысенков А.А.и Лысенкова Н.П. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска - Степанова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68), в судебном заседании указала, что требования прокурора, заявленные в интересах истцов, не подлежат удовлетворению, при этом сослалась на доводы, указанные в ранее представленных в адрес суда письменных возражениях на иск (л.д. 28-32,152-153).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Сроки отселения в законе не нормированы, поскольку они определяются совокупностью факторов (год постройки и признания дома аварийным, место положения, степень износа здания, конструкций, оборудования и т.п.), выявляемых индивидуально в каждом отдельном случае. При включении жилого помещения в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда сроки переселения выступают обязательной составляющей программы. Пределы таких сроков закреплены в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Кроме того, в названном Законе в общем виде обозначены критерии, посредством которых должна быть определена очередность расселения многоквартирных домов в рамках установленных предельных сроков.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Постановлением Администрации города Смоленска от 19.01.2018 № 84-адм многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 159).

<адрес> находится в общей долевой собственности истцов Лысенкова А.А. и Лысенковой Н.П. (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности) (л.д. 74-75).

<адрес> не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 г.г., что лицами, участвующими в деле не оспаривалось.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Оценивая доводы истцов, приводимые в обоснование исковых требований, о том, что положения раздела второго Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, предусматривают право собственника на выбор способа переселения - путем предоставления другого жилого помещения в собственность либо его выкупа, суд находит их ошибочными.

Указанный раздел Обзора судебной практики однозначно указывает на то, что правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (абзац 3).

Только в случае включения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности (абзацы 7 и 10).

Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

При этом, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что положения абзаца 3 раздела III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, предусматривающие право суда обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, к рассматриваемому случаю не применимы, поскольку данные разъяснения относятся к вопросу обеспечения жилищных прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в то время как истцы Лысенков А.А., Лысенкова Н.П. являются собственниками жилого помещения.

Таким образом, право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп имеет собственник жилого помещения в жилом доме, признанном аварийный и подлежащим сносу, если такой жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что согласуется с пунктом 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Поскольку дом №5 по улице Чкалова в г. Смоленске не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, оснований для вывода о возможности возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцам другого жилого помещения в собственность не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше положений законодательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Заднепровского района г. Смоленска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Лысенкова А.А., Лысенковой Н.П. к Администрации г. Смоленска о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья, принадлежащего истцам на праве собственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Заднепровского района г. Смоленска в защиту прав, свобод и законных интересов Лысенкова А.А., Лысенковой Н.П. к Администрации г. Смоленска о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий _____________ В.М. Мартыненко

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2023 года.

2-878/2023 ~ М-585/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Заднепровского района г. Смоленска
Лысенков Александр Анатольевич
Лысенкова Надежда Петровна
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленска
Судья
Мартыненко Владимир Михайлович
Дело на сайте суда
zadnepr--sml.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
23.08.2023Предварительное судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее