Дело № 2-1282/2022
43RS0017-01-2022-001795-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 июля 2022 г. г. Кирово-Чепецк
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Широковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Костылевой Н.В.,
с участием прокурора Кокоревой Н.С., истца Денисовой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1282/2022 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в защиту социальных прав Денисовой Т.П., к Министерству финансов Кировской области о возмещении убытков,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в защиту социальных прав Денисовой Т.П., обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» о возмещении убытков.
В обоснование требований указано, что как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, Денисова Т.П. имела право на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением, в связи с чем, в настоящее время имеет право на возмещение убытков, которые возникли по вине ответчика Министерства финансов Кировской области в связи с невыплатой компенсации за переплату за жилье, отопление и освещение. Просит взыскать с ответчиков за счет средств казны субъекта РФ Кировской области в пользу Денисовой Т.П. убытки в размере 90467,43 руб.
Определением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от <дата> производство по делу в части исковых требований к ответчику КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» о возмещении убытков прекращено ввиду отказа прокурора от требований в данной части.
В судебном заседании прокурор Кокорева Н.С. доводы и требования иска, предъявляемые к ответчику - Министерству финансов Кировской области, поддержала.
Истец Денисова Т.П. в судебном заседании поддержала заявленные Кирово-Чепецким городским прокурором требования о возмещении убытков.
Ответчик Министерство финансов Кировской области ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили отзыв, в котором указано, что правом на компенсацию обладают лица, пользовавшиеся льготой до 01 января 2005 года, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливается Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Советам Министров республик, край(обл)исполкомам было предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением (пункт 20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517).
Право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членами их семей было закреплено частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N5487-1.
С принятием Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и в другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" постановления В ЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 года "Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках" и от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" утратили силу.
Тем же Федеральным законом было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" признано недействующими на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 были внесены изменения.
Часть вторая, предусматривающая право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Статья дополнена частью пятой следующего содержания: "Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Исходя из положений пункта 1 статьи 155 Федерального закона № 122-ФЗ, вышеуказанные изменения статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» вступили в силу с 1 января 2005 года.
Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года. Следовательно, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с введением в действие Жилищного кодекса РФ.
Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в части 1 статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с п.2 ст. 153 указанного Закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В судебном заседании установлено, что <дата> Денисова Т.П. принята на работу в Кирово-Чепецкую центральную районную больницу на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом; <дата> переведена в <адрес> участковую больницу на должность заведующей ФАП - фельдшера; <дата> переведена в <адрес> фельдшерско-акушерский пункт на должность заведующего ФАП – фельдшера, в указанной должности работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки №, выданной <дата> (л.д. 22-25 с оборот.).
Таким образом, Денисова Т.П. с <дата> по настоящее время является медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.
В настоящее время истец работает в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в Марковском фельдшерско-акушерском пункте, который расположен на территории Мокрецовского сельского поселения, проживает и зарегистрирована <адрес>.
Денисова Т.П. пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением до <дата>.
Денисовой Т.П. выплачена частичная компенсация: за период с <дата> по <дата> – <данные изъяты> руб., с <дата> по <дата> – <данные изъяты> руб., что подтверждается справкой КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» (л.д. 16).
Согласно расчету истца разница между выплаченными Денисовой Т.П. денежными средствами, на которые она имела право, и реально выплаченными ей денежными средствами за период с <дата> по <дата> составила 90467,43 руб.
С 01 января 2012 года МАЛПУ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" перешла в собственность Кировского областного департамента здравоохранения Правительства Кировской области и именуется в настоящее время КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница".
Установленные по делу обстоятельства подтверждены в судебном заседании следующими материалами дела: копией трудовой книжки, копией свидетельства о праве собственности, выписками из лицевых счетов, справками КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница", администрации Мокрецовского сельского поселения, КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе».
Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31 декабря 2004 года, должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время.
Сумма переплаты за жилье, отопление и освещение, внесенная Денисовой Т.П. за период с <дата> по <дата> составляет 90467,43 руб., и в соответствии со ст. 15 ГК РФ является ее убытками, которые возникли по вине ответчика Министерства финансов Кировской области в связи с выплатой компенсации в меньшем размере.
На основании ст. 16 ГК РФ указанные убытки подлежит взысканию с ответчика Министерства финансов Кировской области за счёт средств бюджета Кировской области, поскольку на их финансировании находится КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" с 01 января 2012 года.
Оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Денисовой Т.П. о взыскании убытков за период с <дата> по <дата> обоснованы, подлежат взысканию за счет средств бюджета Кировской области в размере 90467,43 руб.
Принимая во внимание, что согласно пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым.. . судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), соответственно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области (ИНН 4347015963) за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Денисовой Т.П. (СНИЛС №) убытки в сумме 90467 руб. 43 коп.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Широкова
Мотивированное решение изготовлено <дата>