Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-521/2020 ~ М-249/2020 от 27.01.2020

дело № 2-521/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2020 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи                      Ефремова И.Б.

при секретаре                  Полянкер С.Н.

с участием представителя истца                  Дудник Н.А.

представителя ответчика Каюмова В.В.

представителя третьего лица Каранаевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийской межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об обязании разработать проект рекультивации земельного участка, восстановить естественное состояние нефтезагрязенного лесного участка путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, возмещении причиненного вреда

     У С Т А Н О В И Л:

    Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокуратур, действующий в интересах Российской Федерации и непределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»:

1.Обязать в срок не позднее 01 августа 2020 года разработать проект рекультивации земель на территории лесного фонда:

- в районе кустовой площадки (адрес) Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры;

- в районе кустовой площадки (адрес) Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры.

2. Обязать восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800:

- площадью 1,1730 га в районе кустовой площадки (адрес) Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры;

- площадью 0,0018 га в районе кустовой площадки (адрес) Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры.

3.Взыскать с ООО «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение вреда, причиненного почвам в районе кустовой площадки (адрес) Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры, в результате загрязнения нефтесодержащей жидкостью денежные средства в сумме 41 455 рублей.

Требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка информации размещенной на сайте интернет-газеты «Уральский меридиан» под заголовком «В Югре нефть с месторождения заливает трубопровод «Транснефти» о загрязнении земельного участка в районе (адрес) Нефтеюганского района, образованном в результате аварии, а также по факту загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесного участка в выделе (адрес) Лемпинского урочища Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в районе куста (адрес) Приразломного месторождения нефти.

Установлено, что владельцем лицензии от 04.05.2017 на разведку и добычу полезных ископаемых в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры является ПАО «НК «Роснефть», которым для выполнения работ в рамках лицензий на основании ежегодно заключаемых договоров (в 2019 - договор от 01.01.2019) (далее – Договор) привлекается оператор – ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее – Общество, юридическое лицо, оператор).

Согласно п. 1.1 Договора оператор оказывает ПАО «НК «Роснефть» услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе, осуществляет добычу нефти и сбор попутного (нефтяного) газа, подготовку углеводородного сырья и его сдачу транспортирующим организациям своими силами и средствами.

Пунктом 3.9 Договора закреплена обязанность ООО «РН-Юганскнефтегаз» при эксплуатации объектов и производстве работ обеспечить соблюдение требований правил и норм безопасности в области охраны труда и окружающей природной среды, промышленной, пожарной, противофонтанной и санитарной безопасности, а также отраслевых и корпоративных правил и норм, действующих в отношении данного вида работ, оборудования и производства, выполнять требования Государственного надзора и контроля, нести ответственность за санитарное, экологическое и противопожарное состояние территории лицензионного участка.

В соответствии с п. 3.14 Договора в случае причинения вреда земельным участкам оператор обязан возместить такой вред в полном объеме и обеспечить своевременно и в соответствии с проектной документацией рекультивацию нарушенных (нефтезагрязненных) земель.

В рамках Договора Общество осуществляет в том числе эксплуатацию трубопроводов Нефтесборные сети «(иные данные) Нефтесборные сети (иные данные) высоконапорного водовода (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти, а также нефтесборного трубопровода (адрес) Приразломного месторождения нефти в целях транспортировки нефтесодержащей жидкости и подтоварной воды, добываемой из недр газоводонефтяной эмульсии.

Установлено, что 24.07.2014 на трубопроводе (иные данные), 05.02.2019 на трубопроводе (иные данные), 22.07.2019 на высоконапорном водоводе (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти произошли инциденты, повлекшие нефтезагрязнение участков на площади 0,1826 га.

Также, 04.07.2017 Нефтеюганским управлением Природнадзора Югры в ходе проведения мероприятия по патрулированию в лесах в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества в районе куста (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти установлено нефтезагрязнение лесного участка на площади 0,859 га. В адрес Общества направлена претензия на сумму 6 275 840 руб., которая оплачена в добровольном порядке.

В связи с выявленным нарушением лесного законодательства (дата) Нефтеюганским управлением Природнадзора Югры выдано предписание с требованием до 25.09.2017 освободить участок лесного фонда от горючих веществ.

09.10.2017 с целью контроля исполнения предписания проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что вышеуказанное предписание Обществом не исполнено. 10.10.2017 Нефтеюганским управлением Природнадзора Югры повторно выдано предписание со сроком исполнения до 01.06.2018.

При проведении 09.07.2018 внеплановой выездной проверки установлено, что предписание Обществом не исполнено, на территории лесного фонда в квартале в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества в районе куста (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти обнаружено нефтезагрязнение площадью 1,156 га.

Также, в ходе проведения Обществом инвентаризации в 2011 году установлено, что на площади 0,25 га расположен нефтезагрязненный лесной участок Юнг-Яхского участкового лесничества в районе куста (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти.

Таким образом, согласно предоставленному Обществом плану расположения загрязненных участков на территории Юнг-Яхского участкового лесничества, общая площадь нефтезагрязненных земель в районе Мало-Балыкского месторождения нефти составила 1,1730 га.

Кроме того, 14.04.2005 в результате аварии на нефтесборном трубопроводе (иные данные) на территории лесного фонда в выделе (адрес) Лемпинского урочища Лемпинского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела – лесничества в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущен разлив горючих веществ в виде нефти и нефтепродуктов и загрязнение лесного участка на площади 0,0018 га в районе кустовой площадки (иные данные) Приразломного месторождения нефти.

В ходе обследования, проведенного 23.07.2019 специалистами Нефтеюганского управления Природнадзора Югры совместно с представителями ООО «РН-Юганскнефтегаз», установлено, что площадь лесного участка в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе автономного округа, загрязненного в результате аварии 14.04.2005 на нефтесборном трубопроводе (адрес), составила 0,0018 га.

На основании заключения специалистов аккредитованной лаборатории ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» от 08.08.2019 в пробах почв, отобранных с загрязненных участков, концентрация нефтепродуктов превышает фоновые показатели более чем в 482 раза.

Таким образом, вопреки основополагающим принципам охраны окружающей среды, ООО «РН-Юганскнефтегаз» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), относится почва.

15.11.2019 Природнадзором Югры в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз» направлена претензия на сумму 41 455 рублей о возмещении причиненного лесам вреда.

Проверка показала, что причиненный ущерб природным ресурсам ООО «РН-Юганскнефтегаз» до настоящего времени не возмещен.

Представитель истца Дудник Н.А., действующая на основании доверенности от 31 января 2020 года (т.3л.д.38), в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Каюмов В.В., действующий на основании доверенности от 04 декабря 2019 года (т.3л.д. 54), в судебном заседании исковые требования не признал, предоставил возражения, из которых следует, что возмещение вреда окружающей среде возможно либо в денежном выражении либо в натуре посредством проведения рекультивации. Заявленные прокурора требования о возмещении вреда в натуре и в денежном выражении необоснованно возлагают на ответчика двойное возмещение вреда. Отсутствуют основания для удовлетворения требований о разработке проекта рекультивации земельного участка в районе кустовой площадки (иные данные) Приразломного месторождения нефти в выделе (иные данные) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры, так как указанный проект направлен на электронный адрес ТО Нефтеюганского лесничества на согласование. Требования о разработке проекта рекультивации в районе кустовой площадки 557а Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (иные данные) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры в срок до 01 августа 2020 года неисполнемо, так как не учтены климатические особенности и характер местности расположения загрязненного лесного участка. Срок разработки проекта рекультивации – сентябрь-ноябрь 2020 года.

    Представитель третьего лица – Природнадзора Югры Каранаева А.А., действующая на основании доверенности от 27 декабря 2019 года (т.3л.д.15), в судебном заседании пояснила, что требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка информации размещенной на сайте интернет-газеты «Уральский меридиан» под заголовком «В Югре нефть с месторождения заливает трубопровод «Транснефти» о загрязнении земельного участка в районе ЛПДС (адрес) Нефтеюганского района, образованном в результате аварии, а также по факту загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесного участка в выделе (иные данные) Лемпинского урочища Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в районе куста (иные данные) Приразломного месторождения нефти (л.д.41).

В ходе проверки установлено, что владельцем лицензии от 24 ноября 2016 года на разведку и добычу полезных ископаемых в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры является ПАО «НК «Роснефть» (т.1л.д.160), которым для выполнения работ в рамках лицензий на основании ежегодно заключаемых договоров (в 2019 - договор от 01.01.2019) привлекается оператор – ООО «РН-Юганскнефтегаз» (т.1л.д.171).

Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора оператор оказывает ПАО «НК «Роснефть» услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе, осуществляет добычу нефти и сбор попутного (нефтяного) газа, подготовку углеводородного сырья и его сдачу транспортирующим организациям своими силами и средствами (т.1л.д.171).

Пунктом 3.9 указанного договора закреплена обязанность ООО «РН-Юганскнефтегаз» при эксплуатации объектов и производстве работ обеспечить соблюдение требований правил и норм безопасности в области охраны труда и окружающей природной среды, промышленной, пожарной, противофонтанной и санитарной безопасности, а также отраслевых и корпоративных правил и норм, действующих в отношении данного вида работ, оборудования и производства, выполнять требования Государственного надзора и контроля, нести ответственность за санитарное, экологическое и противопожарное состояние территории лицензионного участка (т.1л.д.175).

В соответствии с п. 3.14 указанного договора в случае причинения вреда земельным участкам оператор обязан возместить такой вред в полном объеме и обеспечить своевременно и в соответствии с проектной документацией рекультивацию нарушенных (нефтезагрязненных) земель (т.1л.д.176).

В рамках указанного договора ответчик осуществляет в том числе эксплуатацию трубопроводов Нефтесборные сети (иные данные) Нефтесборные сети (иные данные) высоконапорного водовода (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти (т.2л.д.12,21), а также нефтесборного трубопровода (иные данные) Приразломного месторождения нефти в целях транспортировки нефтесодержащей жидкости и подтоварной воды, добываемой из недр газоводонефтяной эмульсии (т.2л.д.78).

24 июля 2014 года на трубопроводе (иные данные) 05 февраля 2019 года на трубопроводе (иные данные) 22 июля 2019 года на высоконапорном водоводе (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти произошли инциденты, повлекшие нефтезагрязнение участков на площади 0,1826 га. (т.1л.д.204, 206-207)

Также, 04 июля 2017 года Нефтеюганским управлением Природнадзора Югры в ходе проведения мероприятия по патрулированию в лесах в выделах (иные данные) Юнг-Яхского участкового лесничества в районе куста (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти установлено нефтезагрязнение лесного участка на площади 0,859 га (т.1л.д.73-86). Причиненный ущерб в сумме 6 275 840 рублей ответчиком оплачен (т.1л.д.96-100).

В связи с выявленным нарушением лесного законодательства 09 августа 2017 года Нефтеюганским управлением Природнадзора Югры выдано предписание с требованием до 25 сентября 2017 года освободить участок лесного фонда от горючих веществ (т.1л.д.68).

Поскольку предписание от 09 августа 2017 года ответчиком не исполнено, 10 октября 2017 года ему повторно выдано предписание с требованием до 01 июня 2018 года освободить участок лесного фонда от горючих веществ (т.1л.д.69). Данное предписание также ответчиком не исполнено (т.2л.д.209-210).

Из плана расположения загрязненных участков на территории Юнг-Яхского участкового лесничества, предоставленному ответчиком, следует, что общая площадь нефтезагрязненных земель в районе Мало-Балыкского месторождения нефти составила 1,1730 га (т.1л.д.140-142).

Кроме того, 14 апреля 2005 года в результате аварии на нефтесборном трубопроводе (иные данные) на территории лесного фонда в выделе (адрес) Лемпинского урочища Лемпинского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела – лесничества в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущен разлив горючих веществ в виде нефти и нефтепродуктов и загрязнение лесного участка на площади 0,0018 га в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти (т.1л.д.15).

В ходе обследования, проведенного 23 июля 2019 года специалистами Нефтеюганского управления Природнадзора Югры совместно с представителями ООО «РН-Юганскнефтегаз», установлено, что площадь лесного участка в выделе (иные данные) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе автономного округа, загрязненного в результате аварии 14.04.2005 на нефтесборном трубопроводе (иные данные) составила 0,0018 га (т.1л.д.21-32).

Из заключения специалистов аккредитованной лаборатории ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» от 08 августа 2019 года следует, что в пробах почв, отобранных с загрязненных участков, концентрация нефтепродуктов превышает фоновые показатели более чем в 482 раза (т.1л.д.33-34).

Из объяснений представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ЗИР от 11 сентября 2019 года следует, что на нефтезагрязненных земельных участков в районе кустовой площадки (иные данные) Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры и в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе 122 квартала 137 Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры рекультивационные работы не проводились, их проведение запланировано в 2020-2024 годах (т.1л.д.130).

На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Приложения №1 к данному закону указанные нефтепроводы отнесены к категории опасных производственных объектов.

Эксплуатируемый ответчиком трубопроводы зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство от 21.05.2019) (т 1 л.д.144-159).

Согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Частью 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ч.1 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно пп. 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Определением Конституционного суда Российской Федерации №225-О от 09 февраля 2016 года разъяснено, что осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель сельскохозяйственного назначения. Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель. При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре. Проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.

Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 3 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. п. 8, 9 Правил N 800 рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно пункту 15 Правил N 800 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка; б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем; в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

Вместе с тем, в судебном заседании не установлено доказательств, подтверждающих, что ответчиком мероприятия, направленные на фактические выполнение мероприятий по рекультивации исполнены.

Суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика восстановить естественное состояние нефтезагрязенных лесных участков - площадью 1,1730 га в районе кустовой площадки (адрес) Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры и площадью 0,0018 га в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры, путем проведения рекультивационных работ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в судебном заседании не установлено доказательств о наличии у ответчика разработанного, согласованного и утвержденного проекта рекультивации загрязнённых земель.

Поскольку проведение рекультивации земель в отсутствие проекта запрещено действующим законодательством, требования истца об обязании ответчика разработать проект рекультивации вышеуказанных лесных участков, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о наличии проекта рекультивации в отношении лесного участка в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры суд оценивает критически и не принимает, поскольку предоставленный проект рекультивации в настоящее время не согласован и не утвержден в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №800 от 10 июля 2018 года.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан разработать проекты рекультивации загрязненных земель, суд учитывает, что проект рекультивации в отношении лесного участка в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры в настоящее время разработан, но не прошел согласования и не утвержден, то есть срок до 01 августа 2020 года достаточен для его согласования и утверждения.

Разрешая вопрос о сроке рекультивации в отношении лесного участка в районе кустовой площадки Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры, суд учитывает, что инциденты имели место, начиная с 2014 года, однако ответчик мер к рекультивации данного лесного участка не предпринимал длительное время. С 10 июля 2018 года вступили в силу Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, которые обязывают обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее семи месяцев со дня причинения вреда, однако ответчик длительное время не предпринимает мер к разработке проектов и рекультивации земель, суд приходит к выводу, что ответчик обязан разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации земель до 01 августа 2020 года.

При этом, доводы стороны ответчика об отсутствии обязанности по возмещению вреда путем проведения рекультивации, поскольку вред возмещен в денежном выражении являются несостоятельными, поскольку возмещение вреда в денежном выражении восполняет лишь экологические потери, что не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, так как только при проведении рекультивации проводятся мероприятия по устранению загрязняющих веществ, а также по техническому и биологическому восстановлению загрязненных земель.

Кроме того, судом установлено, что 15 ноября 2019 года Природназором Югры ответчику направлена претензия о возмещении вреда в сумме 41 455 рублей, причиненного загрязнением участка в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры (т.2л.д.235-236, 240).

На день подачи искового заявления, на 27 января 2020 года ответчиком причиненный вред в сумме 41 455 рублей не возмещен.

Денежные средства в сумме 41 455 рублей, в возмещение причиненного ущерба, перечислены ответчиком после подачи настоящего искового заявления в суд, только 07 февраля 2020 года (т.2л.д.66).

При указанных обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в возмещение причиненного вреда, в сумме 41 455 рублей подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец, при подаче искового заявления, в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333. 36 Налогового кодекса Российской Федерации, был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:    

Исковые требования Ханты-Мансийской межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в срок не позднее 01 августа 2020 года разработать проект рекультивации земель на территории лесного фонда:

- в районе кустовой площадки Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры;

- в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800:

- площадью 1,1730 га в районе кустовой площадки Мало-Балыкского месторождения нефти в выделах (адрес) Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры;

- площадью 0,0018 га в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение вреда, причиненного почвам в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры, в результате загрязнения нефтесодержащей жидкостью денежные средства в сумме 41 455 (сорок одна тысяча четыреста пятьдесят пять) рублей.

Решение суда в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение вреда, причиненного почвам в районе кустовой площадки Приразломного месторождения нефти в выделе (адрес) Лемпинского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры, в результате загрязнения нефтесодержащей жидкостью денежных средств в сумме 41 455 рублей считать исполненным.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в доход бюджета огорода Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись И.Б. Ефремова

2-521/2020 ~ М-249/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "РН-Юганскнефтегаз"
Другие
Природнадзор Югры
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Ефремова Ирина Борисовна
Дело на странице суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2020Передача материалов судье
29.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Подготовка дела (собеседование)
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
13.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее