№ 5-40/2024 | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания | |
29 января 2024 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический областной диспансер», зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ ИНН 2901034584, находящегося по адресу: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 145, корп. 1,
установил:
17 ноября 2023 года по результатам проверки выявлено, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический областной диспансер» (далее – Учреждение) совершило правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: не выполнило требования к оснащению цитологической лаборатории и приемного отделения Учреждения.
В судебном заседании защитник Лазарева О.А. представила возражения, не согласилась с протоколом.
Представитель Территориального органа Росздравнадзора Фирсова Е.И. и составитель протокола Халмрадова Е.Ю. пояснили, что возражения защитника являются необоснованными.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов, дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по результатам проверки, проведенной данным административным органом в период с 7 по 17 ноября 2023 года на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ (ТГ-П12-10432).
По итогам проверки составлен Акт выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – акт проверки).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 проверка проведена правомерно без согласования с прокуратурой, поскольку поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации было согласовано с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, что подтверждается ответом заместителя директора Департамента здравоохранения Правительства РФ от 19.01.2024.
Согласно части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. К таким нарушениям относятся нарушения, повлекшие за собой в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (далее – Положение).
Согласно пункту 7 Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ.
1. Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения, к лицензионными требованиям относится наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
Подпунктом «а» пункта 6 Положения к лицензионными требованиям отнесено в том числе соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Как следует из акта проверки и протоколом осмотра Учреждения от 08.11.2023, выявлены нарушения требований к стандарту оснащения цитологической лаборатории и приемного отделения Учреждения.
Согласно пункту 31 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н (далее – Порядок оказания медицинской помощи) медицинские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 2 – 37 к данному Порядку.
Стандарт оснащения диагностических подразделений онкологического диспансера, в том числе цитологических лабораторий, установлен в разделе 2 Приложения № 10 к Порядку оказания медицинской помощи.
Согласно указанному стандарту среди прочего оборудования (оснащения) в цитологической лаборатории должны быть в наличии весы электронные. Однако проверкой выявлено отсутствие данного оборудования.
Стандарт оснащения отдельных вспомогательных подразделений онкологического диспансера, в том числе приемного отделения, установлен в разделе 3 Приложения № 10 к Порядку оказания медицинской помощи.
Согласно указанному стандарту в приемном отделении должно быть гинекологическое кресло, но проверкой выявлено отсутствие данного оборудования.
Доводы защитника о том, что данное оборудование не требуется, поскольку в лаборатории используются только автоматические системы приготовления, окраски и обработки биологического материала, а в приемном отделении не осуществляются процедуры с использованием гинекологического кресла, поскольку соответствующий осмотр проводится еще до поступления пациента в диспансер, отклоняются судом по следующим причинам.
В соответствии со статьями 79 и 37 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи должен соблюдаться порядок оказания медицинской помощи соответствующего вида, утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являющийся обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Согласно пункту 7 Правил организации деятельности онкологического диспансера (онкологической больницы), содержащихся в приложении № 8 к Порядку оказания медицинской помощи, оснащение диспансера осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 10 к Порядку оказания медицинской помощи.
Порядком оказания медицинской помощи не предусмотрено право медицинской организации самостоятельно принимать решение о необходимости соблюдения или несоблюдения какого-либо из требований к оснащению диспансера в целом или отдельных его подразделений, в том числе лабораторий и приемных отделений.
Сведений о том, что уполномоченным органом даны какие-либо разъяснения о возможности отступления от указанных требований к оснащению, не имеется.
Оправданная медицинскими или иными более значимыми целями необходимость нарушения указанных требований не выявлена, в связи с чем не имеется оснований для вывода о том, что Учреждение в данном случае находилось в ситуации крайней необходимости (статья 2.7 КоАП РФ).
Следовательно, в данной части имеются основания для вывода о наличии в поведении Учреждения нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 и подпунктом «а» пункта 6 Положения.
2. Также в протоколе об административном правонарушении вменяется в вину грубое нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 6 Положения, выразившееся в несоблюдении требований правил проведения лабораторных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядков оказания медицинской помощи и диспансерного наблюдения.
Однако в данной части не имеется оснований для привлечения к ответственности по следующим основаниям.
2.1. В части оказания помощи пациентам с медицинскими картами № вменяется в вину нарушение пункта 8 Порядка оказания медицинской помощи в части превышения срока проведения консультации врача-онколога, установленного территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 28.12.2022 № 1180-пп (далее – Территориальная программа).
Пунктом 8 Порядка оказания медицинской помощи предусмотрено, что срок проведения консультации врача-онколога не должен превышать срока, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом вменяется в вину нарушение трехдневного срока проведения консультаций врача, которые фактически проведены 26.03.2018 и 25.07.2023.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ составляет 90 календарных дней. В случае, если вменяется в вину нарушение, выразившееся в несоблюдения какого-либо срока, такое нарушение не может быть признано длящимся. Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемых случаях срок давности уже истек, в связи с чем не имеется оснований для оценки правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица по истечении срока давности.
2.2. В части оказания помощи пациенту с медицинской картой № вменяется в вину нарушение пункта 11 Порядка оказания медицинской помощи в части превышения срока диагностических исследований, установленного Территориальной программой.
Пунктом 11 Порядка оказания медицинской помощи предусмотрено, что сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать сроков, установленных в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При этом вменяется в вину нарушение семидневного срока проведения исследований со дня выдачи направлений на исследования, которые фактически проведены в указанных случаях 20.07.2023 и 06.09.2023.
В рассматриваемых случаях срок давности также истек, в связи с чем не имеется оснований для оценки по истечении срока давности правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица.
2.3. В части оказания помощи пациентам с медицинскими картами № вменяется в вину нарушение пункта 17 Порядка оказания медицинской помощи и пункта 9 Порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями, утвержденного приказом Минздрава России от 04.06.2020 № 548н (далее – Порядок диспансерного наблюдения), в части нарушения сроков проведения кратности диспансерных осмотров врачом-онкологом в течение первого года наблюдения.
Пунктом 17 Порядка оказания медицинской помощи предусмотрено, что диспансерное наблюдение врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием устанавливается и осуществляется в соответствии с порядком диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями.
Пунктом 9 Порядка диспансерного наблюдения предусмотрены функции врача-онколога при проведении диспансерного наблюдения, в том числе он ведет учет пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением; устанавливает группы диспансерного наблюдения в соответствии с приложением к Порядку диспансерного наблюдения, разрабатывает индивидуального плана диспансерного наблюдения и внесение указанных сведений в медицинскую документацию пациента; информирует пациента о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения; на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая лечение пациентов в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара; организует обследование пациента с целью оценки эффективности проводимого лечения; при выявлении признаков прогрессирования заболевания направляет пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, для проведения обследования и необходимого лечения; при наличии медицинских показаний направляет пациента к иным врачам-специалистам и медицинским работникам, в том числе медицинскому психологу, для проведения консультаций; в случае невозможности посещения пациентом медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому; представляет сведения о диспансерном наблюдении и оказанной медицинской помощи пациенту в государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Медицинская карта № в материалах отсутствуют. В судебном заседании составитель протокола пояснил, что в данной части нарушение указано ошибочно, в связи с чем не имеется оснований для привлечения к ответственности.
В части пациента с медицинской картой № указано на несоблюдение периодичности наблюдения (1 раз в 3 месяца), поскольку следующая после проведения лечения (ДД.ММ.ГГГГ) явка к врачу состоялась ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ.
Рекомендуемая периодичность диспансерных приемов пациента врачом установлена в приложении к Порядку диспансерного наблюдения в зависимости от группы диспансерного наблюдения.
В данном случае также фактически вменяется нарушение периодичности наблюдения – приемов врача, срок давности по которым также истек, в связи с чем не имеется оснований для оценки по истечении срока давности правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица.
2.4. В части оказания помощи пациентам с медицинскими картами № вменяется в вину нарушение пункта 8 Порядка оказания медицинской помощи и Порядка диспансерного наблюдения в части отсутствия организации проведения диспансерного наблюдения.
Согласно пункту 8 Порядка оказания медицинской помощи, срок проведения консультации врача-онколога не должен превышать срока, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Пунктом 9 и иными положениями Порядка диспансерного наблюдения предусмотрены действия при проведении диспансерного наблюдения.
Вывод о том, что отсутствуют записи об установлении диспансерного наблюдения, индивидуальные планы диспансерного наблюдения, опровергается материалами дела и соответствующими записями в медицинских картах.
Требование о получении подписи пациента в подтверждение информирования об ознакомлении пациента о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения не предусмотрено указанными правовыми актами. Иные доказательства ненадлежащего исполнения обязанностей врачом или медицинским учреждением в данной части отсутствуют.
В ходе диспансерного приема согласно пункту 10 Порядка диспансерного наблюдения проводится в том числе оценка приверженности лечению и эффективности ранее назначенного лечения, необходимую коррекцию проводимого лечения, а также повышение мотивации пациента к лечению. Однако мнение административного органа о недостаточности проведенных исследований не подтвержден какими-либо доказательствами.
Более того, из материалов следует, что по карте № последний прием состоялся ДД.ММ.ГГГГ, по карте № – ДД.ММ.ГГГГ, а пациент с картой № умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем диспансерное наблюдение было прекращено. Следовательно, в данной части также не имеется оснований для оценки по истечении срока давности правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица.
По той же причине не подлежат оценке действия (бездействие) юридического лица в части нарушения сроков постановки на диспансерный учет пациента с картой №, поскольку согласно пункту 7 Порядка диспансерного наблюдения диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3 рабочих дней с даты установления диагноза онкологического заболевания и получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
2.5. В части оказания помощи пациенту с медицинской картой № вменяется в вину нарушение пункта 10 Порядка диспансерного наблюдения в части оценки состояния пациента, оценки эффективности лечения, на основе исследований, проведенных в 2019 году, выразившееся в том, что врачом-онкологом было рекомендовано предоставление результатов обследования посредством ТМК (телемедицинская консультация) в сроки до ДД.ММ.ГГГГ, но на момент проверки информация в региональной информационной системе, а также в карте пациента отсутствует, контроль за выполнением врачебных рекомендаций не проводится.
С учетом указанных обстоятельств не имеется оснований для оценки по истечении срока давности правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица.
Кроме того, пунктом 10 Порядка диспансерного наблюдения установлено только содержание диспансерного приема (осмотр, консультация) врачом-онкологом, который включает: оценку состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, физикальное исследование, назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований; установление или уточнение диагноза заболевания; оценку приверженности лечению и эффективности ранее назначенного лечения, необходимую коррекцию проводимого лечения, а также повышение мотивации пациента к лечению; проведение краткого профилактического консультирования и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи; назначение по медицинским показаниям дополнительных профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе направление пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Каких-либо обязанностей и полномочий по последующему контролю за действиями пациента данный или иные пункты Порядка не предусматривают.
2.6. В части оказания помощи пациенту с медицинской картой № вменяется в вину нарушение пункта 22 Порядка диспансерного наблюдения, выразившееся в том, что превышены сроки ожидания оказания специализированной помощи – свыше 14 дней (от момента гистологической верификации ДД.ММ.ГГГГ до госпитализации ДД.ММ.ГГГГ) вопреки действовавшей на тот момент территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2018 № 646-пп.
В данном случае с учетом указанных дат также фактически вменяется нарушение, по которому срок давности истек, в связи с чем не имеется оснований для оценки по истечении срока давности правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица.
2.7. В части оказания помощи пациентам с медицинскими картами № вменяется в вину нарушение пункта 24 Правил проведения патолого-анатомических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 24.03.2016 № 179н, которым определены сроки выполнения прижизненных патолого-анатомических исследований (с момента приемки материала в соответствии с пунктами 12 – 13 указанных Правил).
При этом установлено, что соответствующие исследования были проведены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (как следует из медицинской карты, в протоколе имеется опечатка в части года), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что также свидетельствует об истечении срока давности, в связи с чем не имеется оснований для оценки по истечении срока давности правомерности или неправомерности действий (бездействия) юридического лица.
2.8. В части оказания помощи пациенту с медицинской картой № вменяется в вину нарушение пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения, выразившееся в том, что не осуществляется диспансерное наблюдение в установленном порядке с установленной периодичностью обследования и длительностью диспансерного наблюдения: с ДД.ММ.ГГГГ пациент за медицинской помощью не обращался.
Однако из медицинской карты следует, что ДД.ММ.ГГГГ пациенту установлена группа диспансерного наблюдения, определена его периодичность, очередная явка не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на момент проверки отсутствовали основания для вывода о неосуществлении диспансерного наблюдения.
Основания для вывода о нарушении лицензионных требований в части преемственности между медицинскими организациями также не имеется. Пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения установлены только обязанности пациента по информированию врача-онколога в случае выезда. Какие-либо иные нарушения в данной части не вменялись в вину, в связи с чем не имеется оснований для вывода о наличии состава правонарушения в данной части.
Таким образом, имеются основания для привлечения к ответственности за нарушение лицензионных требований только в части оснащения цитологической лаборатории и приемного отделения Учреждения.
Несмотря на то, что причинение вреда не установлено и Учреждению не вменяется причинение вреда в результате указанных нарушений по оснащению Учреждения, выявленные нарушения повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, т.е. выявленные нарушения являются грубыми нарушениями в силу пункта 1 части 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ.
В ходе проверки не было установлено, насколько высок риск причинения вреда жизни, здоровью граждан и тяжесть такого вреда в результате указанных нарушений, но это не исключает наличие такой угрозы, поскольку деятельность Учреждения непосредственно связана с охраной здоровья граждан.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела не выявлено препятствий для выполнения указанных лицензионных требований. Следовательно, в бездействии Учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
С учетом характера нарушения отсутствуют основания предусмотренные статьей 3.12 КоАП РФ для административного приостановления деятельности юридического лица или его подразделений.
Исключительные основания для признания нарушения малозначительным согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, не выявлены.
При назначении административного наказания суд на основании положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает характер правонарушения и иные установленные обстоятельства, цели и направления деятельности Учреждения.
Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В то же время с учетом установленных обстоятельств, характера и последствий нарушений, имеются основания для снижения штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 75000 рублей.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический областной диспансер» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Штраф следует перечислить по следующим реквизитам: получатель – УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Территориальный орган Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), ИНН 2901145414, ОКТМО 11701000, единый казначейский счет 40102810045370000016, номер счета для поступлений 03100643000000012400, Отделение Архангельск Банка России, БИК 011117401, КБК 06011601191010020140, УИН 0.
При уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения настоящего постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере 37500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей, т.е. половины суммы наложенного административного штрафа, в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья |
подпись С.Р. Ярмолюк |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>