Дело № 11-2/2024 мировой судья Широбокова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2024 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
при секретаре Жирковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда апелляционную жалобу Кондратьевой Татьяны Михайловны на решение мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла от 19.09.2023 г. по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Кондратьевой Татьяне Михайловне о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», которым постановлено: «Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Кондратьевой Татьяне Михайловне о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (-- руб) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (-- руб) задолженность за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 494 (тринадцать тысяч четыреста девяносто четыре) рубля 35 копеек в качестве основного долга; неустойку за период с 12.02.2019г. по 31.03.2020г. в размере 584 (пятьсот восемьдесят четыре) рубля 46 копеек; неустойку за период с 01.01.2021г. по 31.03.2022г. в размере 1 633 (одна тысяча шестьсот тридцать три) рубля 70 копеек; неустойку за период с 02.10.2022г. по 28.02.2023г. в размере 745 (семьсот сорок пять) рублей 33 копейки; неустойку в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, начисляемую на сумму основного долга 13494, 35 руб. за каждый день просрочки, начиная с 01.03.2023г. по день фактической оплаты задолженности; расходы по уплате государственной пошлины в размере 658 (шестьсот пятьдесят восемь) рублей 31 копейку»,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее ООО «УК «Зеленая роща») обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами».
В обоснование заявленных требований указало, что ответчик ФИО1 является потребителем коммунальных услуг, в структуру которых включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, а ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет с 1.01.2019г.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил, в связи с чем, у неё перед ООО «УК «Зеленая роща» образовалась задолженность.
В связи с чем истец просил суд взыскать задолженность за указанный период с ответчика в сумме 13 494,35 рублей, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 584,46 рублей, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1633,70 рублей, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 745,33 рублей, неустойку в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, начисляемую на сумму основного долга 13494,35 руб. за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической оплаты задолженности, а также просило взыскать государственную пошлину в сумме 658,31 рублей.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
ФИО1, не согласившись с решением мирового судьи, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить указанное решение в связи с тем, что сумма долга, взысканная с ответчика за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не просужена ранее истцом в порядке приказного производства. Никаких услуг, в том числе по вывозу твердых коммунальных отходов истец ответчику не оказывал. Указывает, что самостоятельно утилизирует отходы. Контейнерная площадка для сбора отходов находится на расстоянии более чем 100 м от ее дома.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 195, 196 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со ст. 330, 362-364 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по следующим основаниям: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, 4) нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (действуют в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. №184).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги сиспользованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно пункту 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641".
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. ст. 426, 167 ГК РФ).
28.12.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» Региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Из содержания гг. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8 (19) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Таким образом, с учетом приведенных правил, мировой судья верно указал, что если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора на условиях типового договора.
Как следует из материалов дела между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> и ООО «УК «Зеленая роща», получившим статус Регионального оператора на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> №.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ на 2019 год. Он составил для населения 469,42 руб. куб/м.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он составил для населения 436,35 руб. куб/м. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он составил для населения 442,09 руб. куб/м.
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 №221 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского округа составляет 2,500 куб. м/год.
Согласно и. 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Об мая 2011 г. N354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В соответствии с договорами № № от 27.12.2018г., № № от 30.12.2019г. транспортирование твердых коммунальных отходов в <адрес> осуществляло ООО «Эко-Транс».
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Как следует из материалов дела с января 2019 года ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что подтверждается Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем, направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела.
В указанном жилом помещении постоянно зарегистрирована ответчик и два члена ее семьи, что подтверждается материалами дела.
По адресу: <адрес> ООО «УК «Зеленая роща» открыт лицевой счет на оплату услуг «обращение с твердыми коммунальными отходами» №, лицевой счет открыт на имя ФИО1, по которому начисления производятся с учетом количества собственников помещения.
За период с 01.01.2019г. по 31.01.2023г. ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил, в связи с чем у ответчика перед ООО «УК «Зеленая роща» образовалась задолженность в размере 13 494, 35 рублей.
Расчет проверен судом и не опровергнут ответчиком. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным расчетом.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Мировым судьей также учтены положения ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что она подлежит освобождению от внесения платы за коммунальную услугу по вывозу твердых бытовых отходов ввиду того, что самостоятельно организует вывоз и утилизацию отходов, основаны на неверном толковании норм материального права.
Исходя из изложенного, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности оплаты услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации ими бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Принимая во внимание отсутствие достоверных и достаточных доказательств того, что ответчик не принимал услуги ООО «УК «Зеленая роща» по вывозу мусора либо региональный оператор не оказывал таких услуг, мировой судья верно признал правоотношения между сторонами договорными.
Допустимых и достаточных доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, в материалы дела не представлено. Не было доказано это и в суде апелляционной инстанции.
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что заявленные истцом суммы задолженности не являлись предметом приказного производства, не могут быть основанием для отмены решения.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения мирового судьи не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи и к выражению несогласия с действиями мирового судьи, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение мирового судьи отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» -оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Полный текст апелляционного определения изготовлен 25 января 2024 года.
Судья Н.В. Севостьянова