Дело №2-163/2022
УИД № 18RS0026-01-2022-000198-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2022 года с. Селты
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
в составе председательствующего судьи Микрюкова О.В.,
при секретаре Алексевой О.В.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Селтинского района Удмуртской Республики ФИО2,
представителя ответчика Бюджетного учреждения здравоохранения «Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селтинского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения «Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» о возложении обязанности к принятию мер по приведению защитного сооружения в нормативное состояние,
у с т а н о в и л :
Прокурор Селтинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района в декабре 2021 года в здании Бюджетного учреждения здравоохранения «Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР») по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> проведена проверка использования защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО). В ходе проверки выявлены нарушения норм и требований в области использования и содержания защитных сооружений гражданской обороны. Просит возложить на БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние.
Правовое обоснование иска – ч.1 Конституции Российской Федерации, ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ), ст. 210 Гражданского кодекса (далее ГК РФ), п.п. 1.3, 1.7, 1.8, 2, 5, 6,9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 года № 575 (далее – Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время), п.п. 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 2.15, 3.2.10, 3.6, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года № 583 (далее – Приказ МЧС России № 583), п.п. 2, 10, 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - постановление Правительства РФ № 1309), п.п. 1.1., 1.2, 2.44, 6.1.1, 6.1.7 СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", утвержден приказом Минстроя России от 18 февраля 2014 года № 59/пр (далее - СНиП II-11-77*).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что подвал поликлиники нигде не зарегистрирован, на балансе Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики не числится, БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР» как объект противорадиационного укрытия документально не передавался. Информации по присвоенным регистрационным номерам, а также кто включил данный объект в учёт сведений защитных сооружений гражданской обороны как противорадиационное укрытие, нет. Финансовые средства на переоборудование подвального помещения под противорадиационное укрытие, содержание или эксплуатацию не выделялись. Суду представлены аналогичные по своему содержанию письменные возражения против иска.
Из пояснений сторон, исследованных материалов дела установлено следующее.
По учетной карточке по адресу: <адрес>, в подвале учреждения расположено противорадиационное укрытие для укрытия персонала Центральной районной больницы.
Согласно Уставу Селтинская центральная районная больница переименована в БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР».
В соответствии с инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны №, данное защитное сооружение находится на балансе БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР».
Согласно письму Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР» отнесено к противорадиационному укрытию.
В соответствии с журналом учета ЗС ГО Муниципального образования «Селтинский район», указанное помещение не готово к приему укрывающих.
Указанное защитное сооружение в установленном порядке с учета не снято.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, здание БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР» передано в оперативное управление учреждения.
Из технического паспорта БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР» следует, что в состав здания включено, в том числе подвальное помещение, в котором расположено противорадиационное укрытие.
Паспортом противорадиационного укрытия установлено, что эксплуатирующей организацией защитного сооружения по указанному адресу гражданской обороны является Центральная районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (в настоящее время - БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР»).
Сведений о закреплении в установленном порядке указанного защитного учреждения за иными лицами, в целях его надлежащего содержания, не предоставлено.
Из изложенного следует, что собственником подвала является БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР».
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Прокуратурой района в ходе проверки в декабре 2021 года установлено, что элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны не окрашены в разные цвета.
В силу п. 2. Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо, в том числе проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами.
Согласно п. 3.2.10. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.
Элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны должны быть окрашены в разные цвета, в том числе в коричневый - трубы системы отопления.
В силу п. 9. Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо, в том числе проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами.
В подвале БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР», используемого в качестве ПРУ, расположены трубы системы отопления, которые не окрашены в коричневый цвет.
Согласно п.2.44 СНиП II-11-77* в составе противорадиационных укрытий следует предусматривать помещения для размещения укрываемых (основные), санитарного узла, вентиляционной и для хранения загрязненной верхней одежды (вспомогательные).
В силу п.6.1.1 СНиП II-11-77* в составе противорадиационных укрытий в общем случае следует предусматривать помещения для размещения укрываемых (основные), санитарного поста (медпункта), санитарного узла, вентиляционной и для хранения загрязненной верхней одежды (вспомогательные).
Согласно п. 6.1.7 СНиП II-11-77* помещения для хранения загрязненной уличной одежды следует предусматривать при одном из входов и отделять от помещений для укрываемых перегородками с пределом огнестойкости REI 60. Общую площадь их определяют из расчета не более 0,07 м2 на одного укрываемого.
В укрытиях вместимостью до 50 человек вместо помещения для загрязненной одежды допускается предусматривать устройство при входах вешалок, размещаемых за занавесями.
Согласно инвентаризационной карточке противорадиационного укрытия защитного сооружения №, проектная вместимость человек составляет - 44, фактическая - 44.
Данное защитное сооружение не оборудовано вешалками для хранения загрязненной верхней одежды, размещенными за занавесями.
В силу п. 5.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации.
К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов.
При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.
Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
В силу п. 5.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, текущий ремонт строительных конструкций защитных сооружений производятся в следующие сроки: ремонт перекрытия – 1 раз в 5 лет, деревянных дверей – 1 раз в 3 года, лестниц – 1 раз в 5 лет.
Согласно п. 5.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью:
при клеевой окраске - не более 3 лет;
при масляной окраске - не более 5 лет;
при известковой окраске - не более 3 лет.
Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год.
Так, установлено, что лестница защитного сооружения имеет ржавчину и не окрашена.
Согласно акту инвентаризации, оценки защитного сооружения от 27 августа 2018 года, пол, потолок, стены требуют ремонта.
Периодичность текущего ремонта строительных конструкций, в том числе окраска помещений и конструктивных элементов, не соблюдается.
Согласно п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в ЗС ГО должна быть следующая документация:
1. Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
2. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО.
3. Сигналы оповещения гражданской обороны.
4. План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых.
5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
11. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
12. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
13. Инструкция по обслуживанию ДЭС.
14. Инструкция о мерах пожарной безопасности.
15. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
16. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
17. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.
18. Журнал учета работы ДЭС.
19. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
20. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
21. Список телефонов.
В ходе данной проверки документация на противорадиационное укрытие не представлена.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п.п.1.1., 1.2 СНиП II-11-77 установлены требования по расчету с учетом динамических нагрузок, по объемно-планировочным и конструктивным решениям, к санитарно-техническим системам, электротехническим устройствам, связи и противопожарные требования, а также требования к проведению обследований технического состояния существующих защитных сооружений гражданской обороны. Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и обследование существующих защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п.п. 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Согласно п. 2.15. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, организации, эксплуатирующие убежища или ПРУ при отсутствии потребности в укрытии населения, для которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1309 создаются ПРУ или укрытия, осуществляют по согласованию с МЧС России эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий, либо ПРУ в качестве укрытий.
В силу п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно п.13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В силу п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
Согласно п.14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п.п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
По факту ненадлежащего содержания указанного защитного сооружения прокуратурой района в июле 2019 года внесено представление об устранении нарушений закона, вместе с тем защитное сооружение в нормативное состояние не приведено.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Необеспечение защитного сооружения гражданской обороны необходимым оборудованием нарушает права неопределенного круга лиц на защиту в случае начала военных действий, введения Президентом Российской Федерации военного положения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов.
Имеющиеся нарушения приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных ст. 2 Федерального закона №28-ФЗ (предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении обязанности устранения выявленных нарушений путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны на БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР».
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с БУЗ УР «Селтинская РБ МЗ УР» в доход муниципального бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Селтинский район Удмуртской Республики подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора Селтинского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.
Возложить на Бюджетное учреждение здравоохранения «Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подвале здания по адресу: <адрес> Удмуртской Республики, <адрес> № в надлежащее состояние:
окрасить в соответствующие цвета элемент инженерной системы – трубы системы отопления в коричневый цвет,
обеспечить хранение на объекте гражданской обороны документации, предусмотренной п.3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583,
оборудовать защитное сооружение вешалками для хранения загрязнённой верхней одежды, размещёнными за занавесями,
обеспечить проведение, согласно пунктам 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, текущего ремонта перекрытий, деревянных дверей, лестницы защитного сооружения, а также окраску помещений и лестницы.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения «Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в доход муниципального бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Селтинский район Удмуртской Республики государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2022 года.
Председательствующий судья Микрюков О.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>