Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года.
66RS0№ ******-52.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Хрущевой О.В.,
при ведении протокола секретарем Спиридоновой Е.А.,
с участием представителя истца Панасюка Е.С.,
представителя ответчика Стахеевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прудникова Геннадия Валентиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении в страховой стаж периода прохождения службы в войсках СССР в льготном исчислении,
Установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в страховой стаж периодов прохождения службы в войсках СССР в льготном исчислении.
В обоснование указал, что он является участником боевых действий, проходивших на территории Демократической <адрес>, что подтверждается копией военного билета, а также удостоверением ветерана боевых действий. В соответствии с подпунктом А пункта 1 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» военнослужащим, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической <адрес> засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы за три месяца время службы на территории Демократической Республики Афганистан.
Учитывая изложенное, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в который истец принимал участие в боевых действиях на территории Демократической <адрес>, подлежит включению в стаж как один месяц службы за три месяца.
В соответствии с п.3 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ****** лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы в выслугу лет, дающую им право на пенсию, время службы в местностях Казахстана и Средней Азии с тяжелыми климатическими условиями засчитывается один месяц службы за полтора.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу на территории <адрес>, в связи с чем, указанный период подлежит включению в стаж в льготном исчислении, как один месяц службы за полтора.
Истец обращался к ответчику с заявлением об установлении досрочно страховой пенсии по старости, однако ему отказано в перерасчете страхового стажа и в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Просит включить в страховой стаж период прохождения службы в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один месяц службы за три месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один месяц службы за полтора месяца.
Истец в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указал, что истец претендует на назначение ему досрочно пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик неправомерно не включает при расчете страхового стажа истца в льготном исчислении периоды его службы в Демократической Республики Афганистан и в <адрес>.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ Прудников Г.В. обратился к ответчику с заявлением № ****** о назначении страховой пенсии по старости. Какие-либо документы к заявлению приложены не были. В пункте 2 Заявления о назначении пенсии истец указал, что просит назначить досрочную пенсию, так как является участником боевых действий 1985-1986 года в Афганистане и имеет общий трудовой стаж 40 лет. Ответчик оценивал право в соответствии с п.3 ч.1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ и частью 1.2 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ. Решением № ****** в назначении пенсии истцу отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к ответчику с заявлением № ****** о назначении страховой пенсии по старости. В пункте 3 заявления Прудников Г.В. сделал отметку: «Прошу назначить страховую пенсию по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии». Какие-либо документы к заявлению не приложил. Ответчик оценивал право в соответствии с ч.1 ст. 8 и ч. 1.2 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ. Решением № ****** установлено, что на дату обращения Прудникову Г.В. исполнилось 61 год 1 месяц 09 дней при необходимых 62 годах. Истцу в назначении пенсии отказано по причине отсутствия возраста, необходимого для назначения пенсии.
Особенностью назначения досрочной страховой пенсии по ч.1.2 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ ранее достижения установленного возраста, является возможность включения в страховой стаж, подлежащий зачету, только периодов работы и иных периодов, поименованных в Федеральном законе №400-ФЗ. В силу ч. ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи. Истец проходил службу в спорные периоды не по призыву, в связи с чем, указанные периоды не могут быть вообще включены в страховой стаж при определении права на назначение пенсии по ч.1.2 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ.
Согласно приложению 6 ФЗ №400-ФЗ возраст Прудникова Г.В. в соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ, если право возникло в 2022 году, то страхования пенсия по вышеуказанному основанию назначается не ранее, чем через 48 месяцев со дня возникновения права, то есть Прудникову Г.В. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 60 лет, значит право на пенсию на общих основаниях возникает через 48 месяцев ДД.ММ.ГГГГ в 64 года.
В соответствии с ч.1.2 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 42 лет и индивидуального пенсионного коэффициента, то есть ДД.ММ.ГГГГ в 62 года.
ДД.ММ.ГГГГ Прудников Г.В. вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением № ****** в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Закона №400-ФЗ отказано в связи с отсутствием 42 лет страхового стажа. В страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ не учтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба не по призыву, 1 день в 2014 году отпуск без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – получение пособия по безработице. Страховой стаж заявителя в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № ****** ФЗ составляет 25 лет 08 месяцев 4 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент 150, 567. Право на назначение страховой пенсии по старости у Прудникова Г.В. возникает в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона №400-ФЗ в возрасте 64 лет при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, в любое время при наличии 42 лет страхового стажа.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Прудников Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской с заявлением № ****** о назначении страховой пенсии по старости.
В пункте 2 Заявления о назначении пенсии истец указал, что просит назначить досрочную пенсию, так как является участником боевых действий 1985-1986 года в Афганистане и имеет общий трудовой стаж 40 лет.
Решением № ****** в назначении пенсии истцу отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к ответчику с заявлением № ****** о назначении страховой пенсии по старости. В пункте 3 заявления Прудников Г.В. сделал отметку: «Прошу назначить страховую пенсию по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии».
Решением ответчика № ****** истцу в назначении пенсии отказано.
В период рассмотрения спора ДД.ММ.ГГГГ Прудников Г.В. вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением ответчика № ****** в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Закона №400-ФЗ отказано в связи с отсутствием 42 лет страхового стажа. В страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ не учтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба не по призыву, 1 день в 2014 году отпуск без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – получение пособия по безработице. Страховой стаж заявителя в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № ****** ФЗ составляет 25 лет 08 месяцев 4 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент 150, 567. Право на назначение страховой пенсии по старости у Прудникова Г.В. возникает в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона №400-ФЗ в возрасте 64 лет при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, в любое время при наличии 42 лет страхового стажа.
Обращаясь с настоящим иском, истец полагает, что при определении его права на назначение пенсии в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ периоды прохождения службы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Из материалов дела усматривается, что для определения права на страховую пенсию по старости (не досрочную) период военной службы пенсионным органом включен в страховой стаж Прудникова Г.В., что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и "Данными о стаже".
В назначении страховой пенсии по старости (по статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") Прудникову Г.В. ответчиком отказано в связи с не достижением возраста - 64 года.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию. Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы (не по призыву) для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Согласно военного билета, Прудников Г.В. в 1983 году окончил Оренбургское высшее зенитное ракетное командное училище, проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Таким образом, учитывая, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу не по призыву, указанный период не может быть включен в специальный стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
При этом, указанный период учтен ответчиком в страховой стаж для определения права истца на назначение страховой пенсии по старости по ч.1 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ.
Доводы истца о возможности учета в страховой стаж периода военной службы в Демократической <адрес> (период участия в боевых действиях) в тройном размере, в <адрес> в полуторном размере, а не в календарном, основаны на неверном понимании норм материального права.
Подпунктом "а" п. 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" установлено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Пунктом 3 Постановления Совета Министров СССР N 482 от ДД.ММ.ГГГГ установлено засчитывать лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и женщинам, принятым в добровольном порядке на действительную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, в выслугу лет, дающую им право на пенсию, время службы в местностях Бурятской АССР, Приморского и <адрес>в, Амурской, Иркутской и Читинской областей, а также в местностях Казахстана и Средней Азии с тяжелыми климатическими условиями один месяц службы за полтора, если в указанных местностях не установлены более льготные условия исчисления выслуги лет.
Предусмотренное названными постановлениями льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 78-КГ17-7.
Установив отсутствие оснований для льготного порядка исчисления периода участия истца в боевых действиях на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, периода службы на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие у истца необходимого стажа для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.