Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1970/2023 ~ М-1486/2023 от 18.04.2023

Дело № 2-1970/2023

74RS0028-01-2023-001865-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Копейск 16 июня 2023 года

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовских Е.В.,

при помощнике Агафоновой К.В.,

с участием помощника прокурора г.Копейска Челябинской области -Ильиной А.А.,

представителя ответчика ООО "Копейский кирпичный завод" – Резниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО "Копейский кирпичный завод" о возложении обязанности,

установил:

Челябинский природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО "Копейский кирпичный завод" о возложении обязанности обеспечить наличие Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в срок – 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Копейский кирпичный завод», расположенное по адресу: Челябинская область, город Копейск, ул.Культуры, 1, являясь юридическим лицом, осуществляя предусмотренную Уставом деятельность по производству кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия Разрешения от 31.10.2014 НОМЕР на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), выданного на основании приказа Управления Росприроднадзора по Челябинской области, истек 30.10.2019. С 31.10.2019 по настоящее время ООО «Копейский кирпичный завод» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от вышеуказанных источников осуществляются в отсутствие соответствующего разрешения.

Помощник прокурора г.Копейска Челябинской области Ильина А.А. исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ООО "Копейский кирпичный завод" – Резникова В.А. в судебном заседании пояснила, что для получения санитарно-эпидемиологического заключения НДВ направлены на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в аккредитованную лабораторию. По результатам проведенной экспертизы ООО «УралСтройЛаб» составлено экспертное заключение НОМЕР от 16.01.2023 г. В Управление Роспотребнадзора по Челябинской области направлено заявление от 19.01.2023 года НОМЕР о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) по результатам проведенной экспертизы проектной документации на проект НДВ ООО «Копейский кирпичный завод». По результатам рассмотрения заявления в адрес ООО «Копейский кирпичный завод» направлено СЭЗ НОМЕР от 07.02.2023 г. о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В целях установления санитарно-защитной зоны предприятия в марте 2023 года между ООО «Копейский кирпичный завод» и ООО «Экогид» заключен договор на разработку, согласование и установление санитарно-защитной зоны для предприятия. В настоящее время стороны приступили к исполнению обязательств, предусмотренных договором. Таким образом, по результатам установления санитарно-защитной зоны для предприятия ООО «Копейский кирпичный завод» направит повторное заявление в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области с целью получения СЭЗ на НДВ. После получения СЭЗ инвентаризация выбросов и НДВ будут направлены в Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора для утверждения нормативов выбросов и получения разрешения на выброс. Просила установить выполнимый срок для исполнения требований законодательства не менее 15 месяцев.

Представитель третьего лица Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав пояснения по доводам искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно преамбуле к статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Частями 1-3 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Согласно чч. 1, 8 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Частью 9 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Вышеуказанная редакция статьи введена в действие в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частями 1 и 1.1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи (в рассматриваемом случае - частью 7, то есть до 01.01.2025).

На основании изложенного, осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно осуществляться при наличии специального разрешения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» определен порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду.

Выдача, продление и переоформление разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления заявителями хозяйственной и иной деятельности. Для предприятий, эксплуатирующих на территории Челябинской области объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду, указанным территориальным органом является Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проверки Челябинской природоохранной прокуратурой информации Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Копейский кирпичный завод» (далее — ООО «Копейский кирпичный завод») требований законодательства об охране атмосферного воздуха, выразившихся в осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлено, что ООО «Копейский кирпичный завод», расположенное по адресу: Челябинская область, город Копейск, ул. Культуры, 1, являясь юридическим лицом, осуществляя предусмотренную Уставом деятельность по производству кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Технологический комплекс ООО «Копейский кирпичный завод» поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду с присвоением I категории негативного воздействия (код объекта: НОМЕР).

Производственные объекты ООО «Копейский кирпичный завод» являются источниками, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду. Деятельность по производству кирпича и других строительных изделий из обожженной глины, сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На предприятии имеются структурные подразделения: цех формовки, цех обжига, столярный цех, энергетический цех, механический цех, автотранспортный цех, пункт слива моторного масла, открытая стоянка, комплекс газопоршневых электроагрегатов, автозаправочная станция.

Всего на производственной территории предприятия расположено 32 источника выброса загрязняющих веществ, в том числе 15 организованных и 17 - неорганизованных. При работе предприятия в атмосферу поступает 23 наименования загрязняющих веществ и 6 групп веществ, обладающих эффектом суммации. Валовый выброс загрязняющих веществ по предприятию от стационарных источников - 45, 192000 тонн/год.

От вышеназванных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выделяются вредные (загрязняющие) вещества, которые включены в «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 № 1316-р, в том числе:

азота диоксид;

азота оксид;

углерод (сажа);

серы диоксид;

углерода оксид;

марганец;

пыль неорганическая с содержанием кремния 20-70%;

бенз(а)пирен и др.

Согласно данных статистической отчетности 2-ТП (воздух) за 2022 год объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за указанный отчетный период от источников ООО «Копейский кирпичный завод» составил 61,679 тонн.

Из Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год следует, что стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются 2 котельные, цех формировки, 5 цехов обжига, электроцех, 2 механических цеха, 2 ремонтных цеха, внутренний проезд, открытая стоянка, автозаправочная станция.

От указанных источников загрязнения атмосферного воздуха в атмосферу выделяются загрязняющие вещества, такие как: азота диоксид; азота оксид; углерод (сажа); серы диоксид; углерода оксид; марганец; бенз(а)пирен и др., что подтверждается данными статистического отчета 2-ТП (воздух) и Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год.

Срок действия Разрешения от 31.10.2014 НОМЕР на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), выданного на основании приказа Управления Росприроднадзора по Челябинской области, истек 30.10.2019.

Из анализа документов федерального государственного экологического надзора установлено, что в период с 09.04.2021 по 14.05.2021 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка исполнения требований природоохранного законодательства ООО «Копейский кирпичный завод» (Акт проверки НОМЕР от 14.05.2021), по результатам которой установлен факт отсутствия у предприятия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Постановлением Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.09.2021 НОМЕР указанное юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении выбросов вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.

Кроме того, ООО «Копейский кирпичный завод» выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды НОМЕР от 14.05.2021 со сроком устранения нарушений-до 13.08.2022.

Однако, как к указанному сроку, так и до настоящего времени ООО «Копейский кирпичный завод» не обеспечило наличие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

10.03.2023 Челябинским природоохранным прокурором руководителю ООО «Копейский кирпичный завод» внесено представление об устранении нарушений закона.

В ходе рассмотрения представления установлено, что ООО «Копейский кирпичный завод» вышеуказанные нарушения не устранены. На период настоящего времени юридическое лицо продолжает осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО «Копейский кирпичный завод» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Понуждение природопользователей к обеспечению получения разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к сокращению фактов нелегитимной деятельности по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, неконтролируемых органами государственного экологического надзора.

Принимая во внимание, что с 31.10.2019 ООО «Копейский кирпичный завод» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие соответствующего разрешения, что является недопустимым, нарушает приведенные выше требования закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Вместе с тем, определяя срок, в течение которого ответчик обязан обеспечить наличие Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, суд, с учетом мнения сторон, сроков согласования необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством для разработки проекта санитарно-защитной зоны, прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта с получением экспертного заключения, установления санитарно-защитной зоны предприятия, повторного направления заявления в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта, направления в Министерство экологии заявления о согласовании Плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ), направление в Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора заявления об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «Копейский кирпичный завод», приходит к выводу об установлении срока для исполнения требований законодательства - 15 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

По правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Челябинского природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО "Копейский кирпичный завод" о возложении обязанности - удовлетворить частично.

Возложить на ООО "Копейский кирпичный завод" обязанность обеспечить наличие Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в срок – 15 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО "Копейский кирпичный завод" (ОГРН 1027400781044) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2023 года.

2-1970/2023 ~ М-1486/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Челябинский природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Копейский кирпичный завод"
Другие
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Абрамовских Е.В.
Дело на странице суда
kopeysk--chel.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее