Дело № 2-1733/2023
УИД 32RS0027-01-2022-006674-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2023 г. г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителя прокуратуры Советского района г.Брянска – помощника прокурора Кузьменко М.В., истца Горбачевой Н.Н., представителя ответчика ООО «Управляющая компания Уютный Дом» Горбачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Брянска в защиту интересов Горбачевой Надежды Николаевны к ООО «Управляющая компания Уютный Дом» об обязании произвести перерасчет задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Брянска обратился в суд с указанным иском в защиту интересов Горбачевой Н.Н., ссылаясь на то, что многоквартирный жилой дом <адрес>, находится на обслуживании управляющей организации ООО «УК Уютный Дом». В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что тарифы на содержание и текущий ремонт в указанном доме утверждаются на общем собрании собственников помещений, однако, это происходит с нарушением установленной законом процедуры определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, а также сроком менее чем на год.
Так, управляющая организация в нарушение закона, по собственной инициативе, с 1 января 2019 г. начала применять и рассчитывать плату за содержание и текущий ремонт исходя из размера 21,07 руб./кв.м. По данному тарифу плата за содержание помещений дома выставлялась собственникам в течение 8 месяцев, с 1 января 2019 г. по 29 августа 2019 г. Далее, на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в форме заочного голосования, проведенного 29 августа 2019 г., протоколом собрания переутвержден вышеуказанный тариф (21,07 руб./кв.м) со сроком действия до 1 января 2020 г., то есть на 4 месяца.
30 марта 2020 г. на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования, утверждены тарифы за «содержание помещения» в следующих размерах: 21,65 руб. с 1 апреля 2020 г., 22 руб. с 1 января 2021 г., 22,35 руб. с 1 января 2022 г., 22,70 руб. с 1 января 2023 г. Данное решение в части утверждения тарифов, по мнению истца, принято незаконно, поскольку перед утверждением тарифа на соответствующий год должно быть осмотрено общедомовое имущество, определены виды и стоимость ремонтных работ, что не могло быть выполнено одновременно с утверждением тарифа с 1 апреля 2020 г.
По мнению истца, нарушение положений законодательства при утверждении тарифов привело к нарушениям при расчете суммы задолженности в отношении квартиры <адрес>, принадлежащей Горбачевой Н.Н.
На основании изложенного, просит суд обязать ООО «Управляющая компания Уютный Дом» произвести перерасчет задолженности за жилищно-коммунальные услуги, выставленной в отношении квартиры <адрес>, с учетом недействительности тарифов, утвержденных решениями общих собраний собственников помещения от 29 августа 2019 г., 30 марта 2020 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Горбачев О.В.
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г.Брянска – помощник прокурора Кузьменко М.В., истец Горбачева Н.Н. исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания Уютный Дом» Горбачева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Указала на то, что ООО «Управляющая компания Уютный Дом» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку по закону не имеет права определять размер платы за содержание помещения. Обратила внимание на то, что в настоящее время в предусмотренном законом порядке решения общих собраний, оформленные протоколом №1 от 29 августа 2019 г. и протоколом б/н от 30 марта 2020 г. не признаны недействительными. Полагает, что решения общих собраний, оформленные протоколом №1 от 29 августа 2019 г., протоколом б/н от 30 марта 2020 г. не затрагивают интересы Горбачевой Н.Н., в защиту которой обратился с иском прокурор, поскольку Горбачева Н.Н. стала собственником жилого помещения 30 сентября 2022 г., до указанной даты начисления по статье «содержание и ремонт» истцу не производились и не взыскивались в судебном порядке, с неё взыскивалась задолженность исключительно за коммунальные услуги; с Горбачева О.В., как собственника, в судебном порядке взыскивалась задолженность как за содержание жилого помещения, так и за коммунальные услуги. Указала, что задолженность с Горбачевой Н.Н. и Горбачева О.В., начиная с 2013 г. по 1 декабря 2021 г. взыскивалась исключительно в судебном порядке и полностью просужена за этот период, включая и периоды, в которые действовали размеры платы, действительность которых оспаривает прокурор.
Третье лицо Горбачев О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (часть 2).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Исходя из смысла названных норм и их разъяснений, исключительным правом установления размера оплаты услуг по содержанию многоквартирного дома наделено общее собрание собственников.
Материалами дела подтверждено, что до 30 сентября 2022 г. собственником жилого помещения, расположенного <адрес>, являлся Горбачев О.В. В указанной квартире, кроме Горбачева О.В., с 30 октября 2014 г. зарегистрирована Горбачева Н.Н. С 30 сентября 2022 г. собственником квартиры является Горбачева Н.Н.
Согласно протоколу общего собрания от 9 октября 2013 г. собственниками многоквартирного дома <адрес> избран способ управления в виде управления управляющей организацией – ООО «Управляющая компания Уютный Дом».
Судом установлено, что с Горбачевой Н.Н., Горбачева О.В., начиная с 2013 г. по 1 июля 2022 г. исключительно в судебном порядке взыскивалась задолженность за коммунальные услуги, с Горбачева О.В. - за содержание жилого помещения
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Решением общего собрания, оформленным протоколом от 18 марта 2014 г., с 1 июля 2014 г. размер платы за содержание жилого помещения был утвержден в размере 21,28 руб. Указанный размер тарифа применялся до 1 января 2019 г. В этот размер платы до декабря 2018 г. включительно была включена услуга по обращению с твердыми бытовыми отходами; с января 2019 г. услуга по обращению с ТБО из жилищной услуги перешла в разряд коммунальной.
В силу части 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что по результатам проведенного конкурсного отбора между АО «Чистая планета» и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области 28 апреля 2018 г. заключено Соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: № 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области, в том числе Севский район), согласно которым АО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 1 января 2019 г.
Таким образом, с 1 января 2019 г. управляющие организации на территории Брянской области должны были в силу закона исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов, поскольку с указанного периода времени услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
ООО «Управляющая компания Уютный Дом», в силу закона, с января 2019 г. в одностороннем порядке, без решения общего собрания произвело исключение из размера платы (21,28 руб./кв.м был в декабре 2018 г.) за содержание жилого помещения стоимость услуги по обращению с ТБО и получился размер платы – 21,07 руб./кв.м, который применялся до 1 апреля 2020 г., то есть более чем 1 календарный год.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что управляющая компания не нарушала жилищное законодательство в части срока действия тарифа 21,07 руб./кв.м менее года, так как указанный тариф применялся с 1 января 2019 г. по 1 апреля 2020 г. и в соответствии с действующим законодательством не требовалось решение собственников помещений в многоквартирном доме для установления вышеуказанного тарифа.
Общее собрание, решения которого оформлены протоколом №1 от 29 августа 2019 г., на котором собственниками был утвержден тот же самый размер платы в 21,07 руб./кв.м, применяемый уже с января 2019 г., было проведено во исполнение предписания, выданного Обществу управлением муниципального жилищного контроля Брянской городской администрации. В дальнейшем, данное предписание было отменено в судебном порядке.
Учитывая, что тариф на содержание жилого помещения решением общего собрания принят до 1 января 2020 г., ООО «Управляющая компания Уютный Дом» в соответствии с ч.7 ст.45 ЖК РФ в ноябре-декабре 2019 г. инициировало внеочередное общее собрание собственников помещений по установлению тарифа на 2020 г., с приложением перечня необходимых ремонтных работ, включенных в годовой план текущего ремонта и согласованных с советом многоквартирного дома, полномочия которых утверждены на общем собрании в 2015 г. Данное общее собрание из-за отсутствия кворума признано несостоявшимся. В этой связи, тариф на содержание и ремонт жилого помещения в размере 21,07 руб./кв.м управляющая компания применяла до утверждения нового тарифа – до 31 марта 2020 г., то есть более года, что не противоречит действующему законодательству.
Относительно вопроса проведения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 30 марта 2020 г., суд отмечает следующее.
Установлено, что инициаторами проведения данного внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома были собственники многоквартирного дома <адрес> для утверждения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2020 г., а также по утверждению тарифа и плана работ по текущему ремонту общего имущества дома на последующие годы (2021 – 2023 гг.), с учетом утвержденного минимального перечня необходимых работ.
В соответствии с п. 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Таким образом, утверждение представителя прокуратуры о необходимости перед утверждением тарифа на соответствующий год осмотра общедомового имущества, определения видов и стоимости ремонтных работ, несостоятельно. В этой связи, решение в части утверждения тарифов не противоречит действующему законодательству.
Довод прокурора о недействительности тарифов, утвержденных решениями общих собраний, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Часть 1 ст.181.3 ГК РФ устанавливает, что решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Аналогичная норма содержится и в ч.6 ст.46 ЖК РФ.
Положения п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» устанавливают, что порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 ЖК РФ, а также главой 9.1 ГК РФ.
Таким образом, действующим законодательством установлен исключительно судебный порядок признания недействительными решений общих собраний с установленными сроками обжалования.
Согласно ч.5 ст.181.4 ГК решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Однако, в настоящее время в предусмотренном законом порядке решения общих собраний, оформленные протоколом №1 от 29 августа 2019 г. и протоколом б/н от 30 марта 2020 г. не признаны недействительными (соответствующего вступившего в законную силу судебного решения не имеется).
При изложенных обстоятельствах, оснований для обязания ООО «Управляющая компания Уютный Дом» произвести перерасчет задолженности за жилищно-коммунальные услуги, выставленной в отношении квартиры <адрес>, с учетом недействительности тарифов, утвержденных решениями общих собраний собственников помещения от 29 августа 2019 г., 30 марта 2020 г. у суда не имеется.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что инициаторами общих собраний, оформленных протоколом №1 от 29 августа 2019 г. и протоколом б/н от 30 марта 2020 г., являлись собственники жилых помещений, а не ООО «УК Уютный Дом», следовательно, данная управляющая организация не имеет права определять размер платы за содержание помещения.
Кроме того, поскольку Горбачева Н.Н. стала собственником жилого помещения, расположенного <адрес>, 30 сентября 2022 г., следовательно, решения общих собраний, оформленные протоколом №1 от 29 августа 2019 г. и протоколом б/н от 30 марта 2020, не затрагивают интересы Горбачевой Н.Н., в защиту которой обратился прокурор с заявленным иском.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора в защиту интересов Горбачевой Н.Н. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Брянска в защиту интересов Горбачевой Надежды Николаевны к ООО «Управляющая компания Уютный Дом» об обязании произвести перерасчет задолженности за жилищно-коммунальные услуги отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023 г.