ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 марта 2022 года г.Кимовск Тульская область
Судья Кимовского районного суда Тульской области Макарова В.Н.,
с участием
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Дьяконовой Н.В.,
представителя Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сокол Е.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – старшей медицинской сестры поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконовой Наталии Викторовны, <данные изъяты> не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
Дьяконова Н.В. нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность окружающих, при следующих обстоятельствах.
При проведении санитарно-эпидемиологического расследования Новомосковским территориальным отелом Управления Роспотребнадзора по Тульской области установлено, что 26.10.2021 в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут при непосредственном обнаружении в ГУЗ «Кимовская центральная районная больница» юридический адрес: Тульская область, г.Кимовск, ул.Больничная, д.2 со стороны должностного лица – старшей медицинской сестры поликлиники Дьяконовой Н.В. отсутствует контроль за проведением мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-2019, а именно, не должным образом проводится дезинфекция во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; при проверке журнал контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» не представлен, с момента приобретения лампы не проводилась замена фильтров; при входе в поликлинику не обеспечивается термометрия с целью выявления потенциальных больных ОРЗ; не обеспечивается утилизация использованных масок, как отходов класса Б; нарушен срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%; не предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей), что является нарушением ст.10, ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.5-78 раздела II, п.79-133 раздела III, п.134-535 раздела IV, п.536-785 раздела V-VII, п.1734-1798 раздела XXII, п.2427-2980 раздела XXXII-XXXVIII, п.3031-3103 раздела XL, п.3260-4378 раздела XLIII-XLVIII с приложениями №1-40 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4; п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; п.п.1.1-1.2 раздела 1, п.п.2.1-2.12 раздела 2, п.п.4.1-4.7, 4.19, 4.22, 4.24, 4.25, 4.26 раздела 4, приложение 3 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44; п.1.3, п.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области».
Специалист-эксперт Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области ФИО5 на рассмотрение дела не явилась, извещена надлежащим образом. При рассмотрении дела 16.02.2022 поддержала протокол об административном правонарушении, при этом пояснила, что 26.10.2021 в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут совместно со специалистом Новомосковского территориального отела Управления Роспотребнадзора Семенькиной Г.Н. проводила проверку в ГУЗ «Кимовская центральная районная больница» по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Больничная, д.2, где со стороны должностного лица – старшей медицинской сестры поликлиники Дьяконовой Н.В. при непосредственном обнаружении было установлено отсутствие контроля за проведением мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-2019, что является нарушением п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции», а именно, не должным образом проводится дезинфекция во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; при проверке журнал контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» не представлен, с момента приобретения лампы не проводилась замена фильтров, что является нарушением п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; при входе в поликлинику не обеспечивается термометрия с целью выявления потенциальных больных ОРЗ, что является нарушением п.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области»; не обеспечивается утилизация использованных масок, как отходов класса Б, что является нарушением п.3466 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4; п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; нарушен срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%, что следует из его маркировки; не предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей), что является нарушением п.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области». Ею было установлено, что ответственным лицом за соблюдением вышеуказанных требований законодательства в соответствии с должностной инструкцией является старшая медицинская сестра поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконова Н.В.
Представитель Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сокол Е.А. при рассмотрении дела поддержала протокол об административном правонарушении, пояснив, что в соответствии с пп.6 п.4 должностной инструкции старшей медицинской сестры поликлиники она несет ответственность за оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Дьяконова Н.В. при рассмотрении дела согласилась с выявленными нарушениями за исключением того, что при проверке не был предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей), пояснив, что данный журнал в присутствии заведующего поликлиникой ФИО4 и кастелянши ФИО1 был предоставлен проверяющим, замечаний по поводу его ведения не имелось. Пояснила, что обязана осуществлять контроль за лицами, осуществляющими термометрию при входе в поликлинику; журнал контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» предоставлен не был, поскольку находился в другом кабинете, ключей от которого у нее не было, обязанность по замене фильтров в лампах возложена на медицинского техника, контроль за которым должна осуществлять она, фильтры с момента приобретения ламп не менялись; утилизация использованных масок, как отходов класса Б, не обеспечивалась, а именно, контейнер для использованных масок для посетителей не был установлен; срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06% был нарушен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО6, ФИО4, ФИО1, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Административным правонарушением в силу ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как предусмотрено ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст.26.1 КоАП РФ, установившей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Частью 1 ст.6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действующей на дату вменяемого административного правонарушения) граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
Согласно абзацу 14 ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно п.1 ст.39 указанного Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 №65).
В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Главным государственным санитарным врачом РФ принят ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере, в том числе, санитарно-эпидемиологических правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В силу п.1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» данные санитарно-эпидемиологических правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно п.4.4. Санитарных правил 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
Указанные мероприятия являются противоэпидемическими мероприятиями в отношении COVID-19 и входят комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции.
В условиях пандемического распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при которой инфицирование происходит в основном воздушно-капельным путем, Роспотребнадзором уделяется особое внимание обеспечению безопасности воздушной среды.
При этом снижение риска инфицирования COVID-19 как для персонала, так и для посетителей объектов общественного назначения обеспечивается выполнением всей совокупности профилактических и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных санитарными правилами и рекомендациями Роспотребнадзора.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (под.«а.2» п.«а» ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417 (далее также – Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (под.«б» п.3 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с под.«а.2» п.«а» ст.10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (под.«б» п.6 ст.4.1, п.п.«а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под.«б» п.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 №5, Законом Тульской области от 02.02.1998 №75-ЗТО «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области», Законом Тульской области от 01.04.2013 №2074-ЗТО «Об охране здоровья граждан в Тульской области», Постановлением администрации Тульской области от 13.04.2004 №213 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тульской области», на основании ст.48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительством Тульской области 16.03.2020 постановлено ввести с 18.00 16.03.2020 на территории Тульской области режим повышенной готовности (п.1 постановления правительства Тульской области от 16.03.2020 №112 «О введении режима повышенной готовности»).
В силу положений ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ главным государственным санитарным врачом по Тульской области принято постановление от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области», которым руководителям предприятий и организаций предписано реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019, в том числе обеспечивать на проходных термометрию с целью выявления потенциальных больных острыми респираторными заболеваниями. При необходимости нормативно-правовым актом руководителя предприятия для работников должен быть запрещен проход работников с плохим самочувствием, а при условии недопустимости сокрытия фактов любых признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле), а также фактов контакта с больными острыми респираторными заболеваниями (п.1.3). Дезинфекция мест общего пользования проводится не реже 1 раза в 2 часа с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств (п.1.13).
В соответствии с п.5 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся органами государственной власти, органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинскими организациями, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п.10. санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»).
Актуальные требования по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, изложены в разделе XLIV «Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4, пунктом 3466 которых предусмотрено, что использование масок обязательно во всех отделениях в период эпидемиологического неблагополучия. Медицинские маски используются при непрерывном применении не более 3-х часов, повторное использование многоразовых масок без стирки и дезинфекции не допускается. Одноразовые использованные маски относят к отходам класса Б.
Из материалов дела следует, что приказом главного врача ГУЗ «Кимовская ЦРБ» от 19.09.2014 № старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики поликлиники Дьяконова Н.В. переведена на должность старшей медицинской сестры с 17.09.2014.
Из должностной инструкции старшей медицинской сестры поликлиники ГУЗ «Кимовска ЦРБ», с которой Дьяконова Н.В. ознакомлена следует, что настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность старшей медицинской сестры поликлиники (п.1 раздела 1).
Старшая медицинская сестра осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима (п.10 раздела 1).
Ответственность старшей медицинской сестры предусмотрена разделом 4 должностной инструкции.
В соответствии с приказом и.о. главного врача ГУЗ «Кимовская ЦРБ» от 18.03.2020 № «Об организации санитарно-эпидемиологического режима в поликлиники в условиях пандемии COVID-19» контроль над проведением термометрии возложен на старшую медицинскую сестру Дьяконову Н.В. (п.1).
Проведение дезинфекции рабочих помещений с использованием оборудования по обеззараживаю воздуха возложен на медицинскую сестру ФИО2 (п.2).
Ведение журнала контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» и замену фильтров возложен на медицинскую сестру ФИО2 (п.3).
Утилизация использованных масок, как отходов класса Б, возложена на медицинскую сестру ФИО3 (п.4).
Контроль над проведением дезинфекции, ведение и хранение журнала дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей, лестничные перила) возложен на кастеляншу ФИО1 (п.5).
Контроль над соблюдением срока годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма Хлор» 0,06% возложен на медицинских сестер участковых поликлиники (п.6).
Контроль над соблюдением данного приказа возложен на заместителя главного врача по поликлинической работе ФИО4 (п.7).
Из акта санитарно-эпидемиологического расследования от 26.10.2021, проведенного специалистом-экспертом Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области ФИО5 с целью установления причин, условий возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) следует, что 26.10.2021 в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут при непосредственном обнаружении в ГУЗ «Кимовская центральная районная больница» юридический адрес: Тульская область, г.Кимовск, ул.Больничная, д.2 со стороны должностного лица – старшей медицинской сестры поликлиники Дьяконовой Н.В. отсутствует контроль за проведением мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-2019, а именно, не должным образом проводится дезинфекция во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; при проверке журнал контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» не представлен, с момента приобретения лампы не проводилась замена фильтров; при входе в поликлинику не обеспечивается термометрия с целью выявления потенциальных больных ОРЗ; не обеспечивается утилизация использованных масок, как отходов класса Б; нарушен срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%; не предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей), что является нарушением ст.10, ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.5-78 раздела II, п.79-133 раздела III, п.134-535 раздела IV, п.536-785 раздела V-VII, п.1734-1798 раздела XXII, п.2427-2980 раздела XXXII-XXXVIII, п.3031-3103 раздела XL, п.3260-4378 раздела XLIII-XLVIII с приложениями №1-40 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4; п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; п.п.1.1-1.2 раздела 1, п.п.2.1-2.12 раздела 2, п.п.4.1-4.7, 4.19, 4.22, 4.24, 4.25, 4.26 раздела 4, приложение 3 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44; п.1.3, п.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области».
Выявленные нарушения, отраженные в указанном акте, послужили причиной для составления в отношении должностного лица Дьяконовой Н.В. протокола об административном правонарушении от 18.01.2022 №
Из приложения № к протоколу об административном правонарушении от 18.01.2022 – фотоснимка следует, что срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06% на момент проверки, проходившей 26.10.2021, истек 24.10.2020.
Из п.3.8 инструкции по применению облучателей-рециркуляторов воздуха ультрафиолетовых бактерицидных ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-КРОНТ» следует, что рекомендовано производить замену фильтра по мере запыленности, но не реже 1 раза в месяц.
При этом должностное лицо, составившее вышеназванный протокол об административном правонарушении ФИО5., при рассмотрении дела 16.02.2022 уточнила, что при проведении проверки при непосредственном обнаружении было установлено отсутствие со стороны должностного лица Дьяконовой Н.В. контроля за проведением мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-2019, что является нарушением п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции», а именно, не должным образом проводится дезинфекция во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; при проверке журнал контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» не представлен, с момента приобретения лампы не проводилась замена фильтров, что является нарушением п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; при входе в поликлинику не обеспечивается термометрия с целью выявления потенциальных больных ОРЗ, что является нарушением п.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области»; не обеспечивается утилизация использованных масок, как отходов класса Б, что является нарушением п.3466 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4; п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; нарушен срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%, что следует из его маркировки; не предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей), что является нарушением п.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области».
Представитель Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сокол Е.А. ссылалась на нарушение должностным лицом Дьяконовой Н.В. пп.6 п.4 должностной инструкции старшей медицинской сестры поликлиники.
Допрошенная при рассмотрении дела свидетель ФИО6., являющаяся главным специалистом-экспертом Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области, пояснила, что 26.10.2021 в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут совместно со специалистом-экспертом Новомосковского территориального отела Управления Роспотребнадзора ФИО5 проводила проверку в ГУЗ «Кимовская центральная районная больница» по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Больничная, д.2, где со стороны должностного лица – старшей медицинской сестры поликлиники Дьяконовой Н.В. при непосредственном обнаружении было установлено отсутствие контроля за проведением мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-2019, не должным образом проводится дезинфекция во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; при проверке журнал контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ» не представлен, с момента приобретения лампы не проводилась замена фильтров; при входе в поликлинику не обеспечивается термометрия с целью выявления потенциальных больных ОРЗ; не обеспечивается утилизация использованных масок, как отходов класса Б; нарушен срок годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%; не предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей). Со слов заведующего поликлиникой ответственным должностным лицом, на которого возложен контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований является старшая медицинская сестра поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконова Н.В., в присутствии которой и проводилась проверка.
Допрошенный при рассмотрении дела свидетель ФИО4 показал, что работает заместителем главного врача по поликлинической работе ГУЗ «Кимовская ЦРБ», при проверке 26.10.2021, проводимой Новомосковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора, по запросу был предоставлен для обозрения журнал дезинфекции мест общего пользования.
Допрошенная при рассмотрении дела свидетель ФИО1 показала, что работает кастеляншей поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ». 26.10.2021 она и старшая медицинская сестра Дьяконова Н.В. присутствовали при проведении проверки Новомосковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора. По запросу проверяющих им был предоставлен журнал дезинфекции мест общего пользования – журнал текущих уборок, обязанность по ведению и хранению которого возложена на нее, для чего она принесла его в кабинет заведующего поликлиникой ФИО4, где проверяющие обозрели журнал и никаких замечаний по его ведению не высказали. Впоследствии для них было удивлением, что проверяющие указали на то, что данный журнал предоставлен не был, в связи с чем они уточняли у ФИО5, почему в акте расследования указано на не представление при проверке журнала.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, объяснения лиц, участвующих в деле и допрошенных свидетелей, прихожу к выводу, что должностному лицу Дьяконовой Н.В. излишне вменяется: проведение не должным образом дезинфекции во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; не представление при проверке журнала контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ», не замена с момента приобретения лампы фильтров, поскольку приказом № от 18.03.2020 данные обязанности возложены на медицинскую сестру ФИО2; не обеспечение утилизации использованных масок, как отходов класса Б, поскольку приказом № от 18.03.2020 данные обязанности возложены на медицинскую сестру ФИО3; нарушение срока годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%, поскольку приказом № от 18.03.2020 данные обязанности возложены на медицинских сестер участковых поликлиники, а контроль над соблюдением данного приказа возложен на заместителя главного врача по поликлинической работе ФИО4
Должностной инструкцией старшей медицинской сестры поликлиники контроль за соблюдением вышеуказанных требований также не предусмотрен.
Помимо этого, должностному лицу Дьяконовой Н.В. излишне вменяется нарушение в виде не предоставления журнала дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей), поскольку при рассмотрении дела установлено, что данный журнал ведется кастеляншей ФИО1, копия данного журнала предоставлена суду и его представление при проверке подтвердили при рассмотрении дела свидетели ФИО4 и ФИО1, оснований не доверять которым у суда не имеется, заинтересованности данных свидетелей в исходе дела судом не установлено.
Показания свидетелей ФИО4 и ФИО1 административным органом не опровергнуты. Напротив, показания данных свидетелей объективно согласуются с письменными доказательствами: журналом учета текущих уборок, а также объяснениями Дьяконовой Н.В., последовательно отрицающей факт выявленного нарушения.
Никаких оснований не доверять показаниям этих свидетелей не имеется, поскольку они подробны, последовательны, непротиворечивы по существенным обстоятельствам дела, согласуются с иными доказательствами по делу.
Таким образом, подлежат исключению излишне вмененные Дьяконовой Н.В., как должностному лицу, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: проведение не должным образом дезинфекции во всех рабочих помещениях с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха; не представление при проверке журнала контроля работы бактерицидной лампы ОРУБ-3-3-«КРОНТ» и ОРУБ-3-5-«КРОНТ», не замена фильтров с момента приобретения лампы; не обеспечение утилизации использованных масок, как отходов класса Б; нарушение срока годности рабочего дезинфицирующего раствора «Фарма хлор» 0,06%; не предоставление журнала дезинфекции мест общего пользования (мебель, подоконники, ручки дверей).
Между тем, при рассмотрении дела нашло подтверждение нарушение должностным лицом Дьяконовой Н.В. ст.10, ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 №3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области», выразившееся в отсутствии контроля за проведением мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-2019, а именно, не обеспечение при входе в поликлинику термометрии с целью выявления потенциальных больных ОРЗ.
Вина старшей медицинской сестры поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконовой Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся по делу письменных доказательств:
актом санитарно-эпидемиологического расследования от 26.10.2021;
копией приказа по ГУЗ «Кимовская ЦРБ» от 19.09.2014 №;
копией должностной инструкции старшей медицинской сестры поликлиники, утвержденной главным врачом ГУЗ «Кимовская ЦРБ», в соответствии с которой она несет ответственность за оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям (пп.6 п.4);
копий приказа и.о. главного врача ГУЗ «Кимовская ЦРБ» от 18.03.2020 № «Об организации санитарно-эпидемиологического режима в поликлиники в условиях пандемии COVID-19»;
протоколом об административном правонарушении от 18.01.2022 №, с которым должностное лицо Дьяконова Н.В. ознакомлена и согласилась.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что должностное лицо – старшая медицинская сестра поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконова Н.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, находит ее вину доказанной и квалифицирует ее действия по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении должностному лицу – старшей медицинской сестре поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконовой Н.В. административного наказания в силу ч.2 ст.4.1 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного ей административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Судьей также принимается во внимание степень опасности выявленных нарушений здоровью людей, и то, что непринятие должных мер по выполнению санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу здоровью людей.
В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность должностного лица Дьяконовой Н.В. судья признает: признание вины, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые.
В соответствии со ст.4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
С учетом вышеизложенного, а также общественной опасности правонарушения судья считает возможным назначить должностному лицу – старшей медицинской сестре поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконовой Н.В. административное наказание в виде административного штрафа.
В соответствии с п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Анализируя установленные обстоятельства по делу, принимая во внимание смягчающие вину обстоятельства, судья считает возможным назначить наказание должностному лицу Дьяконовой Н.В. в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.6.3. КоАП РФ, то есть в размере 25000 руб.
Суд считает, что данный вид наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания, соответствует требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также целям предупреждения совершения новых правонарушений.
Обстоятельств, исключающих применение данного вида административного наказания (ч.6 ст.3.5 КоАП РФ), судьей не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь ст.4.1, ч.2 ст.6.3, ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
признать должностное лицо – старшую медицинскую сестру поликлиники ГУЗ «Кимовская ЦРБ» Дьяконову Наталию Викторовну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф, назначенный настоящим постановлением, подлежит уплате путем внесения (перечисления) суммы штрафа по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Тульской области (Управление Роспотребназора по Тульской области)
Банк: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА г.Тула
БИК 017003983
ИНН 7107087889
КПП 710701001
Расчетный счет 03100643000000016600
Счет банка получателя 40102810445370000059
л/с 04661788250
КБК 141 116 01 06101
ЕИП 1010000000007011296777
УИН 14104710069500068417.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч.1 или ч.1.1 ст.32.2 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в порядке, предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, путем подачи жалобы в Кимовский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья